08.01.2021 11:56

Водолазы Северного флота обследуют затонувший в Арктике корабль, похожий на ледокол «Вайгач»

Водолазный осмотр затонувшего объекта планируют провести уже в этом году в ходе походов в Арктику. Фото пресс-служба Северного флота

Судно затонуло в сентябре 1918 года, наткнувшись на подводный риф во время перехода из Архангельска в устье реки Енисей. Затонувший корпус корабля был найден в Енисейском заливе в ходе совместной экспедиции Русского географического общества (РГО) и Северного флота в августе 2020 года.

Отметим, что два затонувших объекта на глубинах около 30 метров в районе мыса Ефремов камень в Карском море были обнаружены специалистами гидрографической службы Северного флота еще в 2016 году. Однако провести их первичное обследование удалось только в 2020 году в рамках третей комплексной экспедиции Северного флота и РГО историко-культурного проекта «Главный фасад России. История, события, люди». География действия экспедиционных отрядов охватила практически всю Арктику: от архипелага Земля Франца-Иосифа до Чукотки. За два с половиной месяца в сложных климатических и погодных условиях двумя экспедиционными отрядами было совершено более 70 высадок на арктические острова и континентальное побережье, собрано значительное количество исторических артефактов, проведены уникальные исследования, в том числе и в подводной среде, как научные, так и исторические. Например, ученые подтвердили открытие российскими школьниками нового острова на Новой Земле, а также обнаружили монеты четырехсотлетней давности и продуктовый склад XIX века

Одной из задач, которые поставили перед собой участники экспедиции, были Затонувший объект. Фото пресс-служба Северного флотаработы по подводному исследованию корпуса затонувшего корабля, предположительно – легендарного ледокола «Вайгач», который  вместе с транспортом «Таймыр» первым из русских судов прошёл Северным морским путём. Объект размерами 56 на 9 метров находился на глубине 27 метров в районе мыса Ефремов камень. Специалисты Северного флота обследовали его сначала с использованием гидролокатора бокового обзора «C-MAX» и магнитометра «МИНИМАГ–М», которые позволили осуществить  первичный поиск в заданной акватории, а потом – с применением телеуправляемого подводного аппарата «Марлин-350».

Как показали первые исследования, по косвенным признакам, затонувший у мыса Ефремов камень объект, можно классифицировать как ледокольный пароход «Вайгач». Однако, по мнению специалистов, для стопроцентного подтверждения данной версии требуется водолазный осмотр затонувшего объекта. Его планируют провести уже в этом году в ходе плановых походов сил Северного флота в Арктику. По информации пресс-службы Северного флота, в летний период навигации для этих целей будут использоваться два судна вспомогательного флота.

Как отметил командующий Северным флотом Герой России адмирал Александр Моисеев, «ежегодные комплексные экспедиции Северного флота и Русского географического общества в Арктику становятся доброй традицией, которая обязательно будет продолжена».

Адмирал Моисеев также подчеркнул, что «тесное сотрудничество Северного флота и научного сообщества в ходе экспедиционной деятельности способствует расширению возможностей нашего государства по исследованию и сохранению уникальной арктической природы, накоплению новых знаний о наших арктических территориях».

Напомним, что в 2019 в Белом море нашли 11 затонувших кораблей. Пароходы периода Первой мировой войны везли грузы в Архангельск и подорвались на минах.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.