Команда Центра подводных исследований Русского географического общества совместно с Северным флотом провели масштабные поиски в горле Белого моря вдоль берега Кольского полуострова, в районе острова Мудьюг и фарватера Северной Двины. Именно эти зоны считались наиболее опасными для судоходства.
По словам Андрея Лукошкова, советника по науке Центра подводных исследований РГО, начиная с XVIII века здесь было раздавлено льдами, потоплено в ходе различных войн не менее двух тысяч кораблей. Ряд английских и американских пароходов, погибших в годы Первой мировой войны, удалось найти и обследовать. Учёные также получили уникальное изображение парохода, который уже более ста лет заставляет все суда делать крюк в фарватере реки Северная Двина в Архангельске.
Исследования проводились в 2018 и 2019 годах общей продолжительностью 20 дней. За это время удалось обследовать площадь в 420 квадратных километров.
– В 2019 году на большом гидрографическом катере Северного флота с поисковой аппаратурой акваторию Горла Белого моря обследовали наши гидроакустики, – рассказывает Андрей Васильевич. – А со спасательного буксира водолазы ныряли на найденные ранее объекты. Кстати, к непосредственным поискам мы шли долго. Год мы потратили на составление базы данных затонувших кораблей по информации Российского государственного архива военно-морского флота. Там мы нашли несколько сотен случаев гибели судов. Но выяснилось, что в XVIII–XIX веках при учёте кораблекрушений не было точных данных о местах, где они погибали. Поэтому мы остановились на кораблях Первой мировой войны, потому как удалось найти координаты точек гибели судов, которые подрывались на минах. Были найдены и схемы минных заграждений в Белом море. И на основании этих данных мы сделали две экспедиции. Нам помогала команда большого гидрографического катера Беломорской военно-морской базы Северного флота «Всеволод Воробьёв». Он был оснащён многолучевым эхолотом и гидролокатором бокового обзора, благодаря чему мы нашли 11 затонувших объектов, из которых шесть – это корабли периода Первой мировой войны.
Самый северный погибший корабль, который удалось обнаружить исследователям, был идентифицирован как американский пароход «Каролина».
– Корпус корабля лежит на правом боку, длина – 98 метров, – рассказывает Андрей Лукошков. – Он погиб в шторм, налетев на скалу мыса Городецкий в мае 1916 года. По документам, которые были в архиве, корабль был разбит полностью. Мы сначала искали его обломки под скалой. Но не нашли. Выяснилось, что почти целый корпус лежит южнее в 2,5 мили от мыса. Он представляет большой интерес, потому как это самый старинный корабль, погибший в годы Первой мировой. Он был построен в 1898 году. Кроме того, он шёл с грузом военного имущества, включая автомобили, снаряжение, обмундирование, что, безусловно, будет представлять интерес и для археологии, и для истории.
Второй корабль, который был найден, это российско-финский пароход «Урания», который тоже шёл с грузом военного снаряжения из Англии в Архангельск и погиб в июле 1915 года на минном заграждении. Экипаж судна был спасён. Корпус корабля, у которого оторвана корма, нам удалось найти на месте минного заграждения. На этом же самом заграждении погиб ещё один корабль – 100‑метровый угольщик «Кейп Антибе», погибший в 1903 году. Южнее ещё одна находка – корабль, лежащий на боку, длиной 114 метров. Вне всякого сомнения – это английский транспортный угольщик «Африкан Монарх», который погиб на минном заграждении в июне 1915 года. Он был найден южнее указанной в рапортах точки подрыва. Рядом с ним найден ещё один пароход, погибший в тот же день, – норвежский «Лисакер». Его корпус разорван на две части.
В этом районе наши водолазы обследовали ещё один корабль длиной 64 метра, который не ожидали найти. В его трюмах обнаружен груз леса. Поискав по архивам, мы пришли к выводу, что это английский пароход «Дэт Грив», который погиб до войны, в 1911 году, вылетев на скалу около острова Вешняк. А нашли мы его в 5,5 мили южнее. Скорее всего, очередной прилив снял его со скалы, он дрейфовал, а потом затонул. Это, кстати, характерно для всех кораблей, которые мы находили. Более того, шестой пароход мы нашли в шестидесяти шести милях от района, где он подорвался. Это английский пароход «Друмлойст», который шёл с грузом леса из Архангельска. Он подорвался сначала у Городецкого маяка, потом ещё раз – у мыса Орлов, а утонул у острова Сосновец. Стоит на дне с оторванной кормой.
Андрей Лукошков признаётся, что хотя исследователи искали корабли начала XX века, но надеялись найти на дне и большое количество деревянных кораблей более раннего периода.
– Но к великому удивлению, было обнаружено всего пять объектов, – говорит он. – Один из них – это деревянный корабль длиной 22 метра. По нашим оценкам, это, скорее всего, двухмачтовая зверобойная шхуна по типу той, которая выставлена в экспозиции Архангельского краеведческого музея. Объект абсолютно целый, поэтому есть шанс, что он даст хорошую коллекцию для археологов. Другой объект – это разрушенный корабль длиной 35–36 метров и шириной 8–9 метров. Он замыт в осадочной породе. По периметру корпуса борта его торчат над грунтом примерно на 1,5–2 метра. Это размеры большого торгового или военного корабля, который мог сопровождать транспорт в XVIII веке. На этот объект надо обратить особое внимание.
В ходе экспедиции специалисты Центра подводных исследований РГО смогли обследовать и часть акватории Северной Двины.
– Благодаря новой аппаратуре Северного флота, мы обследовали дно в районе Новодвинской крепости, – рассказывает Андрей Лукошков. – На полученных изображениях хорошо видно, что практически вся территория завалена утонувшим лесом. Но среди брёвен обнаружен объект, который, скорее всего, является трактором, затонувшим в послевоенные годы. Там же мы нашли корпус баржи и некий неидентифицированный замытый объект, лежащий на боку длиной 17 метров.
Интересные результаты получены у острова Мудьюг, побережье которого известно как место массовых кораблекрушений. Действительно – всё дно вокруг западного берега острова завалено обломками кораблей, но они все замыты осадками. Скорее всего, здесь нет целых корпусов, а только обломки.
Ещё один объект, привлёкший внимание исследователей, находился поперёк фарватера Северной Двины. Это транспортный корабль «Люцун», построенный в Англии в 1901 году, а затем купленный царским флотом и переделанный в минный заградитель, получивший имя «Уссури». Он был затоплен в 1918 году с целью задержать боевые корабли интервентов, направляющиеся к Архангельску. Но течение снесло судно с фарватера и развернуло. Вот уже сто лет все корабли при следовании в Архангельск вынуждены огибать это место.
– На этом корабле уже велись археологические работы, – рассказывает Андрей Лукошков. – В Северном морском музее находится пушка с него. По сделанным нами изображениям видно, что у него сохранилась вся носовая палуба, а вот рубка полностью разрушена.
Данные, собранные в ходе экспедиции в Горле Белого моря, будут внесены в единый информационный банк данных – проект ЦПИ РГО онлайн-карты подводных пространств России. Это интерактивный ресурс, состоящий из морских карт, съёмок многолучевым эхолотом и гидролокатором бокового обзора, подводных видео и фотографий.
– В ближайшее время мы также планируем разработать программу масштабных поисков, – говорит Андрей Лукошков, – которые, без сомнения, приведут к созданию свода подводных памятников Белого моря и Северной Двины.
Специалистами Центра подводных исследований РГО за 17 лет работы найдено более 600 затонувших кораблей. Только на 4 из них сегодня ведутся археологические исследования. Но и они дали потрясающие по своей значимости и интересу артефакты.
После относительного затишья конца XIX – начала XX века Архангельск снова стал важным транспортным узлом. В 1914–1918 годы здесь велись активные оборонительные мероприятия, создавались отряды патрулирования и снабжения. В октябре 1914 года на Белое море прибыл купленный канадский ледокол, ставший флагманом флотилии Северного Ледовитого океана. Он круглый год обеспечивал доставку грузов. А когда в 1915 году в Горле Белого моря подорвался английский пароход, было обнаружено немецкое минное заграждение. Сформировали партию траления, состоящую из реквизированных траулеров и небольших пароходов. Всего за кампанию 1914 года здесь было вытралено 218 мин. Встала необходимость создания своих заграждений – поставили 130 донных мин инженерного ведомства со станцией на острове Мудьюг. А к октябрю в Архангельске учредили временный военный порт для базирования судов флотилии Северного Ледовитого океана и выгрузки доставляемого из‑за границы в Россию военного снаряжения.