20.02.2020 11:53

Последний костюм Фёдора Абрамова достался его племяннику Владимиру

Владимир Михайлович часто берёт в руки гармонь – для настроения
Асия Петровна рассказывает историю дома, который принадлежал брату Фёдора Абрамова Михаилу
Для внучки Владимира Михайловича и Асии Петровны это не музей, а просто дом
На столе, за которым работал Фёдор Абрамов, книги, награды и фотографии. Среди них и фото, сделанные во время службы Владимира в армии
Из окна, в которое любил смотреть Фёдор Абрамов, теперь видны два деревянных коня

Вещи и книги, которые вывозят из большой петербургской квартиры Фёдора Абрамова, как рассказала его племянница Галина Михайловна, находят новых хозяев

Костюм Фёдора Александровича, который провисел в шкафу 37 лет, теперь будет носить его племянник Владимир, который живёт в Верколе.

О Владимире Михайловиче «Правда Севера» уже рассказывала. Это он вместе со своей женой превратил родительский дом в музей. Его так и назвали – «Дом брата Михаила». Исследователи творчества Фёдора Александровича, да и родственники тоже, считают, что именно Михаил Абрамов стал прообразом Михаила Пряслина. Своего старшего брата Фёдор Абрамов очень уважал, называл «братом-отцом». Возможно, и поэтому у него было столь тёплое отношение к его сыну Владимиру. Он навещал племянника, когда тот служил в армии. Как свидетельство – на столе фотография, сделанная в фотоателье, на которой Фёдор Александрович и Владимир в солдатской форме.

Владимир Михайлович любит рассказывать, как он случайно оказался в Москве в день премьеры спектакля «Деревянные кони» на Таганке. Вспоминает, как, увидев его, удивился Юрий Любимов и упрекнул Фёдора Александровича, что никогда не рассказывал о сыне, а ведь так похожи. Фёдор Александрович ответил, что это не сын, а племянник, но «кровь у нас одна».

Фёдор Александрович любил приезжать в дом брата, по воспоминаниям Владимира Михайловича, обычно он спал на сеновале, а просыпался под звучание струек молока – это мать Владимира доила корову. Фёдор Александрович не раз говорил, что родная деревня питала его, и это тоже было то, что давало потом ему силы жить в большом городе.

В этом доме Фёдор Абрамов писал первую часть своей тетралогии «Братья и сёстры». И кажется, что здесь всё осталось, как было в те годы. Впрочем, так оно и есть – разве что «по‑музейному» расставлены фотографии, выложены книги, журналы. Здесь каждая вещь «местная» – если коса, то, значит, ею косили деды-прадеды, если чугунок, то именно его сажала в печь хозяйка этого дома. А если гармонь, то значит, она и сейчас может зазвучать в руках Владимира Михайловича, который к тому же очень проникновенно поёт про родную деревню.

Дом на вид небольшой, обшитый вагонкой и покрашен в жёлтый и голубой цвет, поэтому кажется довольно современным. На самом деле ему больше ста лет, раньше это был дом священника. И сам дом имеет свою большую историю.

И всё же сейчас он интересен именно тем, что одно время своим, родным его считал великий советский и русский писатель Фёдор Абрамов. В этом доме у него было любимое место – в торце стола, где он сидел, когда собиралась вся родня и пили чай с шаньгами. Из этого окна видна центральная часть Верколы – что‑то вроде площади. Сейчас там стоят два деревянных коня – как раз напротив окна, в которое любил смотреть Фёдор Александрович…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора