Мы не раз писали о низком качестве воды в городе и о том, что почти год работала специальная депутатская комиссия, которая изучала эту проблему.
Но и сейчас на официальном сайте «Горводоканала» размещена информация, что пробы воды из «поверхностного водоисточника реки Лименда в месте водозабора Котласа, станции первого подъёма предприятия, не соответствуют требованиям СанПиН». Есть информация и по другим пробам, которые тоже не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
Одна из рекомендаций депутатской комиссии – освободить от должности директора Александра Ерофеевского. Но Александр Валерьевич продолжает работать в должности директора «Горводоканала». Мы попросили его рассказать о том, почему, на его взгляд, вода в Котласе так потеряла в качестве, будет ли она чистой, и когда это случится.
Мы не согласны с мнением академиков
– Александр Валерьевич, начнём всё же с выводов комиссии. Год назад вы назвали главной причиной критического изменения показателей воды строительство моста в русле Лименды. Комиссия же сделала выводы, что это отводило внимание от истинных причин снижения качества воды в Котласе, и что это технологические проблемы предприятия. Что вы скажете сегодня?
– Скажу, что влияние строительных работ по мосту в районе Ямского имело место. Недаром существует порядок работ в водоохранной зоне. Почему подрядчики не согласовывают их с нами, понятно – придётся документально подтверждать, на какой глубине сваи, какой грунт будут завозить. Чтобы мы могли определить влияние на водоисточник и суммы компенсации предприятию. Речь может идти о суммах свыше миллиона рублей. Тогда как штраф за выполнение работ без согласования – всего 300 тыс. рублей. И ведь необязательно поймают…
На влияние мостостроительных работ в русле прошлой осенью указывает показатель перманганатной окисляемости воды в данных нашей лаборатории. В августе – сентябре 2015 года он выскочил пиково – до 80 единиц (хотя за последние 10 лет выше 42-х не поднимался). Вывод – что загрязнение всё же было. На сайте «Горводоканала» выложены фото с места строительства – на них можно увидеть, что русло реки заужено в два раза. Какой грунт завозился? Неизвестно. При таком изменении русла скорость движения воды становится выше. Если ниже по течению были донные отложения, их могло вымыть…
Лименда крайне нестабильна. Но такой она была не всегда. Когда в 1986 году станция водоочистки строилась – река имела первый класс. Но построились дачи на Вершине, велась вырубка лесов, прошли шесть ниток трубопровода газа и нефти, работают очистные в посёлке Савватий – водоисточник в результате всех этих факторов перешёл в третий класс. Я привожу сейчас официальные выводы из отчёта научно-исследовательских работ и разработки технологических регламентов ООО «Водкоммунтех» при НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды от 2011 года. Лименда не соответствует требованиям водоисточника, а станция «Горводоканала» не рассчитана выдавать воду гостовского качества в таких условиях.
Моё мнение – депутаты недостаточно полно исследовали все факты взаимосвязи осеннего ухудшения воды и строительства моста в районе Ямского. И сделали неверные выводы. Настаиваю, что химическая обработка воды перед подачей в городскую сеть в октябре-декабре 2015 года проводилась. Предприятие не согласно, что имело место превышение остаточного алюминия в 20 раз, как утверждает депутатская комиссия.
– Но есть экспертный взгляд на качество воды – письмо научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды, куда комиссия направляла протоколы лабораторных испытаний Роспотребнадзора за апрель-май 2014 года, сентябрь-декабрь 2015 года. В ответе говорится, что вода из крана не может считаться питьевой даже условно, есть угроза здоровью населения.
– Мы позволили себе не согласиться с мнением академиков и сделали запрос, на основании каких протоколов сделаны такие выводы. Протоколы неверные? Техническая ошибка лаборатории института? Мы отправили в этот же институт четыре запроса, ответа ещё не получили. Сделали запрос в Роспотребнадзор – фиксировали ли они увеличения показателей по алюминию? Ответ получен – превышения не выявлены.
Идёт замена фильтров
– Выяснения затянулись почти на год. Но для населения Котласа сегодня важнее всё‑таки услышать, когда в кранах появится гостовская вода?
– На предприятии были разработаны две инвестиционные программы. Первая – на 2010–2012 годы – ещё бывшим руководством направлена на улучшение качества воды, хотя эта цель не достигнута. 14 миллионов 568 тысяч рублей собраны с населения. МП «Горводоканал» заключил договоры с ООО «Гидропроект» от 21 июля 2010 года на разработку трёх проектов – на реконструкцию системы очистки и обеззараживания питьевой воды. Потом нужно было пройти госэкспертизу. Стоимость реализации проектов в жизнь – 250 миллионов рублей. Откуда у предприятия или у бюджета муниципального образования такие деньги на строительство? Их нет. Это возможно только с участием в федеральных программах, но без госэкспертизы проектов туда не попасть. А госэкспертиза не была проведена – в 2012 году стороны подписали допсоглашение об исключении этого этапа.
Если раньше подрядчик был обязан сделать её за свои деньги, то теперь надо за свой счёт – 1,5 миллиона рублей.
ООО «Гидропроект» входит в число кредиторов предприятия, деньги за проекты до конца не выплачены. Но будут – по мере исполнения мирового соглашения. Однако мы получим неактуальную ПСД. Восемь лет прошло…
Что сделано для модернизации технологии? Основные мощности предприятия – шесть контактных осветлителей. С момента постройки станции в 1986 году до момента моего вступления в должность в 2013 году я не обнаружил документов о том, что производилась замена фильтров этих осветлителей, хотя она необходима по технологии один раз в десять лет. Замена одного элемента – 260 тонн. В 2014 году, понимая ситуацию с ухудшением водоисточника, мы приняли решение о пересыпке одного фильтрующего элемента. Провели конкурс, работы были выполнены. Дальше «Горводоканал» вошёл в процедуру банкротства, были заблокированы расчётные счета. Огромная кредиторская задолженность – на предприятие пришло внешнее управление.
Изучив нашу проблему в 2015 году, в правительстве Архангельской области приняли решение – нам выделили 4,3 миллиона рублей на материалы для пересыпки ещё трёх контактных осветлителей. Этим летом прошли конкурсы. Работы начинаются.
– Замена фильтрующих элементов решит проблему качества водопроводной воды?
– Снимет проблему с превышением по цветности, но не решит с природным железом в реке. При запуске станция при 100 градусах цветности в Лименде выдавала 30 градусов в сетях, норма – 20. А у нас сейчас в реке доходит до 200 градусов в пиковые нагрузки. Мы не выйдем на гостовские показатели сегодня при всём желании.
Где взять деньги на глобальную реконструкцию? Пока мы в стадии банкротства – так как обязаны выполнить условия мирового соглашения с кредиторами – не можем участвовать в любой федеральной инвестиционной программе. Именно поэтому с 2013 года говорим не о поставке хорошей питьевой воды горожанам, а о том, чтобы вообще поставлять её!
Нельзя прокладывать газопровод открытым способом
– И всё‑таки, какова ваша стратегия по водоисточнику? На что надеетесь?
– Вернусь к работам в русле реки. На одном из совещаний выяснилось, что в 2016–17 годах будут проходить очередные работы по прокладке двух ниток магистрального газопровода. И нам необходимо участвовать в работе по согласованию проекта «Газпрома». Главная задача – не допустить проведения работ в русле открытым способом при строительстве газопровода. Мы настаиваем на горизонтальном бурении. Так газовики проходят Северную Двину. Почему Лименду – открытым способом? Видимо, в целях экономии. Но мы доказываем документально и графически, цифрами, фактами, что это наносит громадный вред источнику. Пока разговор не складывается. Но справедливо, если «Газпром» возьмёт на себя обязательство компенсировать вред жителям города в размере суммы, необходимой для реконструкции станции первого подъёма и строительства второй ступени доочистки, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться. Проблема будет решена. Город защищён.
Переаттестовывать работников не будем
– Дополнительная аттестация работников на предмет знания технологического процесса очистки воды планируется?
– Мне непонятно, на основании каких документов комиссия сделала такой вывод, что работники не соответствуют, не знают приказов, инструкций и других нормативных документов, определяющих требования к качеству и безопасности воды. Переаттестации не планируется. Уверен, что люди, работающие в организации, достаточно квалифицированы. Все с соответствующим образованием. Критика мне непонятна.
В 2013 году я пришёл на должность директора в ноябре, в «Горводоканале» была двухмесячная задержка по зарплате – за сентябрь и октябрь. Не было топлива, химреагентов, вообще ничего. Кредиторская задолженность – 73 миллиона рублей. За три года удалось стабилизировать финансовое состояние. Если тогда все счета были арестованы, не было денег на химреагенты, и за нас их покупал один из контрагентов, то сегодня мы сами за всё платим. В течение 2014–15 годов мы показали положительную динамику, прибыль в 19 миллионов рублей суммарно. Это подтверждено балансовой комиссией.
– Сегодня вы стучитесь во все банки в надежде, что кто‑то из них даст предприятию кредит, чтобы спокойно выполнить мировое соглашение с кредиторами…
– Больше чем в 23 банках прошли переговоры. К сожалению, как только они получают документы предприятия, отказывают. Фонд поддержки реформирования ЖКХ малых городов тоже отказал из‑за ситуации банкротства. Ведём переговоры с группой банков о кредите. За это время сумма уменьшилась, и на ближайшей сессии городского Собрания будет вынесен вопрос об изменении муниципальной гарантии до 25 миллионов рублей. В прошлом декабре я просил 36 миллионов предприятию для погашения критической задолженности. Депутаты меня не поддержали. Мы выполняем свои обязательства перед кредиторами. Но без посторонней поддержки не справимся.
– Насколько, по-вашему, интересен переход на альтернативный – подземный водоисточник для городской сети?
– Артезианская питьевая вода в продаже от четырёх до 10 рублей за литр. Наша вода в 130 раз дешевле. Сравните затраты – 1000 рублей на семью или 130 тысяч! Расточительно такую воду использовать на катки или подпитку теплосетей. Должна быть культура потребления. В обществе существует мнение, что у нас всего много и всё бесплатно. Сети старые. Вода пока дойдёт до потребителя, станет уже и неартезианской.
Валерий Приймак, главный государственный санитарный врач в городе Котлас, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах:
– По микробиологии водопроводная вода в Котласе лучше среднеобластных показателей – в 2015 году мы зафиксировали не более трёх процентов нестандартных проб, в этом году из 211 проб всего четыре не соответствовали нормативам. Цифры остаются ниже среднеобластных. Нет вспышек по заболеваемости, инфекциям. Но задача – дать нашему потребителю воду по гигиеническим нормативам цветности, железу, мутности. Для этого должна пройти кардинальная реконструкция на основных водоочистных сооружениях в Котласе.
Есть пример работы станции на ДОКе (данный участок «Горводоканала» изначально построен со второй ступенью доочистки воды, которую забирают из Северной Двины. – Авт.). Она выдаёт воду в соответствии с гигиеническими требованиями качества круглый год. Данных о нестандартных пробах воды там у нас нет. И жалоб, обращений по прошлому году не было. Две станции – одна эксплуатирующая организация. Нужно взять этот опыт и применить его на станции водоподготовки основной городской сети.
Есть и решения судов, наши предписания «Горводоканалу» принять меры к улучшению качества воды в городской сети, которые находятся в стадии исполнения. Считаю, что стоит серьёзно рассматривать и возможность перехода на альтернативный источник – артезианскую воду.
С надеждой смотрим, что ситуация более-менее стабилизируется. По имеющимся у нас данным, реагенты для обеззараживания, коагулирования воды сейчас имеются в достаточном количестве. Мы со своей стороны отслеживаем ситуацию.