В далекие семидесятые годы я работала на сооружении Камского автомобильного гиганта и знала, что недалеко от Перми был открыт музей Ермака. Считалось, что там его родина.
Вернувшись домой, стала собирать материалы о Ермаке – слухи о нем и о его кладах издревле ходили и у нас на Красноборье.
В свое время наш краевед Павел Зашихин собрал большой материал о возможном проживании Ермака на территории Красноборского района в 1579-1581 годах.
Ермак прибыл по приглашению Строгановых в их вотчину в Пермском крае 28 июля 1579 года, с ратью в 540 человек. Аника Федорович Строганов вел крупную торговлю по всей Руси. Занимался не только солеварением, налажена была у него вышивка по золоту, славилась строгановская финифть. Когда царь Иван Грозный выделил Строганову новые земли в Сибири, они были заняты иноземцами. И Аника Федорович стал вынашивать план, как отвоевать эти земли.
Для этой цели он и приглашает Ермака с дружиной к себе в вотчину. Ермак часть своей дружины оставил для охраны пермской вотчины Строганова и его торговых путей, а с остальной дружиной перебрался в Сольвычегодскую вотчину. В музее Сольвычегодска была запись, что Ермак, бежав с Волги, поселился в остроги Северных увалов в Двинском крае.
Здесь на небольшом пространстве имелось четыре реки разной величины: большая – Северная Двина, средняя – Уфтюга и две малые – Евда и Лябла. Они служили местом тренировки перехода с одного водного пути на другой.
Ермак и его люди выполняли две задачи. Одна – охрана путей торговых, а они простирались довольно далеко. Вторая, более главная, – подготовить людей к трудному походу в Сибирь.
У нас в Белой Слуде и Цивозеро ранее была развита кустарная металлургия – там, согласно местным легендам, делали оружие и доспехи для армии Ермака. Ковали оружие и в окрестностях Яренска и Сольвычегодска. Ратников набирали в Сольвычегодске и на территории вокруг будущего Красноборского района.
По сей день в деревне Цивозеро стоит покосившаяся колокольня уникальной рубки. Местные легенды гласят, что ее построил Ермак со своей дружиной за одну ночь, уходя из нашего района.
Рассматривая различные версии, исторические документы и наши легенды, можно восстановить истину. Не теряю надежды, что рано или поздно откроются в нашем районе новые туристические маршруты «Тропами Ермака». В сочетании с имеющимся историческим, культурным и культовым наследием получится рассказ о труде и величии таланта нашего северного народа.
Возьмите нашу Уфтюгу – тут есть памятник федерального значения – церковь Дмитрия Солунского. Теперь это уже единственная оставшаяся высотная шатровая деревянная церковь XVII века. А в дополнение к ней – старинные хозяйственные постройки в наших деревнях.
Моей землячкой Людмилой Симаковой была разработана специальная этнографическая зона, но чтобы все это развивалось, и у местных властей должна быть заинтересованность в таких проектах. Ведь опираясь на села, наш район может начать новую жизнь, поскольку сейчас развитие туризма в России – одно из главных направлений.