Как пояснили в Отделении СФР по Архангельской области и НАО, право на оплату больничного имеют официально трудоустроенные граждане, а также индивидуальные предприниматели и самозанятые, оформившие добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности.
Размер пособия рассчитывается индивидуально. Для работающих по трудовому договору в основе лежит средний заработок за два предыдущих календарных года. На итоговую сумму также влияют страховой стаж и количество дней больничного. При стаже менее пяти лет выплата составит 60% от среднего заработка, от пяти до восьми лет — 80%, более восьми лет — 100%.
Первые три дня болезни работника оплачивает работодатель, остальной период — региональное Отделение СФР. Если больничный оформлен по уходу за больным членом семьи, все дни оплачивает Соцфонд.
Индивидуальные предприниматели могут получить выплату, если заранее оформили добровольное страхование и уплатили взносы за предыдущий календарный год. Для них сумма пособия рассчитывается из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
С 2026 года возможность оформить добровольное страхование появилась и у самозанятых. Для этого необходимо подать заявление через портал Госуслуг, приложение «Мой налог» или клиентскую службу Отделения СФР. Размер пособия для самозанятых зависит от выбранной страховой суммы (35 тыс. или 50 тыс. рублей), стажа, периода уплаты взносов и количества дней нетрудоспособности. Право на выплату возникает спустя полгода после внесения единовременного платежа или непрерывной уплаты ежемесячных взносов.
Важно отметить: официально трудоустроенным сотрудникам и самозанятым не нужно подавать заявление и предоставлять документы для получения пособия. Сведения о закрытии электронного больничного автоматически поступают в СФР, после чего в течение десяти рабочих дней производится расчет и перечисление средств. Индивидуальным предпринимателям для получения выплаты необходимо подать заявление на портале Госуслуг, в клиентской службе СФР или МФЦ.
За консультацией можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-100-00-01 (звонок бесплатный).