Есть спектакли, в которых заняты актёры и того и другого состава. Было ожидание, что так случится и на этот раз – всё же в одноимённой повести Бориса Васильева, по мотивам которой поставлен спектакль, действуют персонажи хоть и молодые, но преимущественно со взрослым жизненным опытом: у кого‑то есть ребёнок, а кого‑то «сослали» в зенитчицы из‑за «запретной» любви – с семейным.
Но… на этот раз все роли исполняли участники театра «Дебют», которым по 14–17 лет, что дело весьма рискованное. Этого не мог не понимать Александр Дунаев, который поставил спектакль. И он нашёл ход – подростки не то чтобы играют роли героев повести Бориса Васильева, они рассказывают историю о том, что случилось в мае 1942 года где‑то между Мурманском и Карелией, когда пять девушек во главе со старшиной Васковым отправились обезвредить фашистских диверсантов.
Могут они рассказать о тех событиях? А почему бы и нет? Более того, они, современные подростки, как бы примеряют жизнь каждого из участников тех событий на себя. Чтобы прочувствовать происходящее до конца.
Но есть среди участников рейда и их ровесница: в повести Бориса Васильева Галине Четвертак семнадцать лет, она, воспитанница детского дома, хотела перемен, пошла на войну за романтикой. Как говорится, сравните ожидания с действительностью…
Порой дети-актёры, которые не могли в силу своего возраста осмыслить глубину характеров их персонажей, играли несколько неуклюже. Но в этом было и некоторое очарование их искренностью. Вначале они рассказывали историю как бы в стиле народного сказа – музыка способствовала такому определению и было много забавных моментов, когда зрители смеялись. А потом, когда пришло время выбора и испытаний, они, что называется, рванули. И стали теми, кто ушёл с трёхлинейками на вооружённый до зубов фашистский десант.
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» – одно из самых известных и любимых в народе произведений о войне. Многие видели и помнят одноимённый фильм, который вышел в 1972 году, где играли потрясающие актёры. Также множество раз повесть была переведена на театральный язык, спектакли поставлены в том числе на зарубежных сценах, к примеру, в Китае и Индии.
Борису Васильеву в своей повести удалось рассказать какую‑то особую правду о Великой Отечественной войне, что заставило плакать миллионы зрителей на всей планете. И если современный режиссёр берёт к постановке такой материал, он должен понимать, зачем он это делает и что может увидеть в нём нового, что до него не увидели другие постановщики. И показать зрителям.
Героизм, самоотверженность, чувство долга – это понятно. И эти качества у персонажей спектакля, который поставил Александр Дунаев, безусловно, присутствуют. И всё же он, как мне видится, делает акцент на теме совестливости на войне.
В принципе, вопрос – какой ценой – до поры до времени задавать было не принято, ибо ответ понятен – любой! Потому что наше дело правое! И с этим не поспоришь. Но Борис Васильев, сам фронтовик, одним из первых ещё в Советской стране устами старшины Васкова, очень совестливого человека, задал этот вопрос. Вот как размышления старшины звучат в повести: «Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, – там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!»
Ещё в начале спектакля, когда выстроились пятеро девчушек, совершенно не подготовленных к бою, особенно к рукопашному с весьма к нему подготовленным противником, невольно возникла мысль – что же ты делаешь, Васков? У них при встрече с таким противником нет шансов выжить… А они могли бы стать матерями, родить детей. Что должно перевесить на этой чаше весов?
Ещё раз вспомним ключевую черту характера старшины Васькова – совестливость. И глубокая порядочность. Он мается – нельзя немцев пустить на железную дорогу! И нельзя погубить этих пятерых девчушек. Но они тоже делают свой выбор. Гибнут, но не уходят в тыл, как им велит Васков. А умирающая Рита говорит ему очень важные слова: они тоже защищают Родину!
«И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всём мире больше никого: лишь он, враг да Россия». Это цитата из повести, которая объясняет всё.
В спектакле театра «Дебют» ключевые цитаты из повести читали современные школьники – те самые повествователи. Но одновременно они и сами постигали что‑то важное: то, что Родина – прежде всего.
…По радио передали сообщение от советского информбюро, что на фронте особых перемен не происходило, лишь шли бои местного значения. Выходит, что и не особо важный этот бой? Да и погибло в нём «всего‑то» пять бойцов. Но бывают ли на войне не особо важные бои? И жертвы, которых можно измерить статистикой?
«Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!» – кричит Васков пленным немцам.
А если бы они прошли и взорвали участок Кировской дороги? Как бы это сказалось на потерях в армии, в том числе на других фронтах? А в конечном счёте – на Победе? Но они не прошли… И это был шаг к Победе ещё в мае 1942 года…
Главные роди в спектакле исполняли архангельские школьники: Юлия Дружинина (Женя Комелькова), Ксения Рудалëва (Рита Осянина), Дарья Федосова (Галя Четвертак), Анастасия Туреева (Лиза Бричкина), Софья Давыдова (старший сержант Кирьянова), студентка САФУ Арина Волкова (Соня Гурвич) и Артемий Ногин (Федот Евграфович Васков).
Признаться, полагала, что Артемий Ногин всё же из «взрослого» театра «Люди и лица», столь убедительно он вошёл в роль старшины, которого зенитчицы между собой называли старым трухлявым пнём, но которому было 32 года. А он успел пройти испытания финской войной и житейскими невзгодами.
Но оказалось, что Артемию тоже семнадцать! И наверняка для него, как и для других участников спектакля, это тоже особый жизненный опыт.
На премьере был аншлаг. В зале зрители, уже воспитанные на спектаклях и театра «Дебют», и театра «Люди и лица». Они живо реагируют на каждую реплику. Зал живой, тесно связан со сценой и погружён в то, что там происходит.
Там происходит война. Которая когда‑нибудь закончится. И старшина Васков, мучающийся вопросом – а что же потом?