Почему обязательная медиация при разводах становится актуальной мерой в современной России

В стране активно развивается институт обязательного примирения супругов перед разводом, особенно если речь идёт о семьях с несовершеннолетними детьми.
Иллюстрация Яна Мальцева

Новый законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство, касающихся судебного порядка и условий расторжения браков.

Закон о медиации был принят в России ещё в 2010 году. Согласно ему медиатор призван вести мирные переговоры с супругами, которые приняли решение о расторжении брака. Но этот закон предусматривает добровольную процедуру при разрешении любого типа споров, а не только семейных. В новом законе предполагается введение обязательной процедуры медиации именно при семейных спорах.

Татьяна Буцкая, депутат Государст­венной Думы, первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, ещё 12 октября прош­лого года сообщила, что в России примирительную процедуру перед разводом следует ввести на обязательной основе, особенно если в семье есть дети. По её мнению, это позволит на законодательном уровне снизить количество разводов. Буцкая поддержала ранее озвученную идею министра юстиции Константина Чуйченко о разработке законопроекта, предусматривающего обязательную досудебную примирительную процедуру при расторжении брака. В интервью ТАСС депутат сообщила, что полностью поддерживает идею минюста, полагает, что медиация при разводе должна быть обязательной.

В суд – через комнату примирения

Нововведения коснутся и судов. Согласно предложенным изменениям, суд обязан предпринимать активные шаги по примирению супругов. Вместо простого рассмотрения иска о разводе судья должен инициировать проведение специальных социально-психологических консультаций. Эта процедура станет обязательным этапом подготовки к разводу, что существенно повлияет на общий подход к процессу расторжения брака, считают инициаторы законопроекта. Исковое заявление о разводе не будет приниматься судом без медиативного соглашения.

Как рассказала «Российской газете» эксперт Валентина Бачурина, комнаты примирения могут быть созданы в судах, при МФЦ или у частных профессиональных медиаторов, состоящих в саморегулируемых организациях. По её мнению, у всех граждан должен быть выбор: пройти процедуру бесплатно либо на коммерческой основе.

Важный момент – заверенное у нотариуса медиативное соглашение получит особую силу. Если какая‑то сторона откажется выполнять это соглашение, документ можно сразу отправить судебным приставам, без судебного разбирательства.

Ещё одно важное новшество связано с созданием специализированного реестра профессионалов-медиаторов, которые занимаются разрешением семейных споров.

И всё же пока многие россияне относятся к идее медиации скептически, полагая, что подобный подход потребует значительных временных и денежных ресурсов. Распространено мнение, что лучше довериться суду, поскольку судебные органы предоставляют юридически гарантированные решения.

Психолог или медиатор?

Ранее в Госдуму также был внесён законопроект об обязательной консультации с семейным психологом перед разводом, направленный на укрепление института брака и снижение числа разводов семей с детьми. Согласно проекту, мера распространяется на пары, у которых есть несовершеннолетние дети, либо в случае, когда один из супругов не согласен на развод. По словам авторов инициативы, супруги «не всегда способны самостоятельно урегулировать проблемы, которые привели к решению о расторжении брака».

Игорь Антропенко, один из авторов проекта, депутат Госдумы, представляющий «Единую Россию», в интервью агентству «РИА Новости» заявил, что законопроект будет доработан с учётом замечаний, которые поступают и от граждан, и от специалистов. Он отметил, что инициатива направлена в первую очередь на сохранение семьи. Ведь именно семейные психологи помогают парам разобраться в их отношениях, обидах и претензиях и обрести гармонию и согласие. Медиация же, по его словам, помогает всего лишь «грамотно развестись и «поделить» детей и имущество без стресса».

Председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников считает, что медиация должна быть добровольной и организованной специалистами. В интервью «Интерфаксу» он добавил, что стремление властей сохранить семьи – «правильное, разумное и со всех сторон поддерживаемое», но средства должны быть «гуманные и правовые».

В соцсетях тоже идёт активное обсуждение законопроекта о медиации, и тоже не все поддерживают то, что она должна быть обязательной. В частности, идёт сравнение услуг медиатора и затрат на адвоката и судебные издержки. В среднем услуга медиатора стоит пятнадцать тысяч, если требуется несколько встреч. При разводе, в отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака, процесс проходит в судебном порядке согласно статье 22 Семейного кодекса. Супругам даётся срок до трёх месяцев для примирения. Предусмотрена пошлина за расторжение брака, которая с 1 января нынешнего года выросла почти в восемь раз – с 650 до 5000 рублей. Это не считая услуг адвоката, а также больших нервных затрат. Так что медиация может склонить чашу весов у сомневающихся в свою пользу.

Может получиться, что договориться в досудебном порядке будет проще по многим позициям. Сторонники обязательной медиации считают, что её введение обусловлено рядом причин. Это повышение шансов сохранить семьи путём примирения партнёров. Возможность учёта интересов детей, часто страдающих от негативного влияния родительских конфликтов. Экономия государственных средств благодаря сокращению нагрузки на судебную систему.

Прогрессивный инструмент

Специалисты также полагают, что введение такого механизма способно значительно сократить число разводов и уменьшить уровень семейного насилия. И это соответствует современным мировым тенденциям и позитивному опыту стран Европы и Северной Америки, где аналогичные подходы давно успешно применяются на практике. Этот опыт показывает, что обязательная медиация представляет собой прогрессивный инструмент улучшения взаимодействия между супругами и обеспечивает справедливое разрешение семейных споров.

Кстати, на законодательном уровне звучат также предложения и о финансовом поощрении браков, которые прошли испытание временем. Например, Ольга Мельникова, депутат Московской городской Думы, предложила ввести налоговые вычеты для супругов, длительное время находящихся в браке, – тем, кто состоит в браке от 10 до 15 лет, ежегодно возвращать пять процентов НДФЛ, от 16 до 20 лет – семь процентов, от 21 до 25 лет – восемь процентов. А супругам, отметившим серебряную свадьбу, максимальные десять процентов налога. Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина поддержала законопроект о выплатах супругам за 20 и более лет брака – 20 тысяч рублей, 25 тысяч – к 25‑летию брака и так далее, и до 70 тысяч рублей за 70‑летие со дня свадьбы.

Подобные единовременные выплаты уже существуют в некоторых регионах страны, но их сумма зависит от финансового состояния бюджета региона.

Конечно, такие выплаты не могут серьёзно повлиять на финансовое состояние семьи, они носят поощрительный характер, демонстрируя отношение к долгосрочным бракам и власти, и общества. И это тоже важная поддержка семейных уз.

Дискуссия о нюансах законопроекта, который предлагает обязательную процедуру медиации, продолжается. И всё же специалисты считают, что такой закон будет принят и что мирные переговоры всегда возможны, как и шанс сохранить семью. Но кто‑то же должен дать такой шанс. И это может быть семейный переговорщик, кем и является медиатор.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Нина ЛЮБОРЕЦКАЯ