На выставке представлены произведения мастера от ранних работ до новейших, некоторые «перекочевали» из постоянной экспозиции музея, но потом их вернут на место. Те творения, что «ушли» в частные собрания и другие музеи, показаны на баннерах, их можно посмотреть и в медиакиоске. Так получилось, что участник многих всероссийских и международных выставок персональную выставку открыл впервые. Выставка приурочена к юбилею мастера.
– Персональная выставка — это повод показать художника во всём многообразии его творчества, а для зрителей — радость встречи с новым именем и с новыми интересными работами, — сказала на открытии Зоя Кулешова, заместитель директора музейного объединения. — Выставка небольшая, но яркая и выразительная. Мы знаем, что холмогорский промысел резьбы по кости переживает не самые лучшие времена, тем отраднее видеть великолепные образцы этого ремесла, которыми будут любоваться, как я надеюсь, многочисленные посетители выставки. Древнее холмогорское мастерство сейчас живёт и развивается благодаря таким мастерам, как Сергей Николаевич.
Приоритетом творчества Сергея Катарина является тема православного искусства. На выставке представлены предметы светской и религиозной тематики, в которых мастер сочетает творческий замысел с исторической традицией.
– Я в культурном шоке, — не сдержал эмоций Рашид Сагадеев, председатель правления Архангельского отделения Союза художников. — Да, раньше видел одну-две работы Сергея на выставках, но в таком объёме — первый раз. У меня большая насмотренность, потому могу с уверенностью сказать, что показанные работы — это шедевры. Думаю, что городу и области надо гордиться такими людьми, как Сергей Катарин: это художник мирового уровня и музею очень повезло, что у него работают такие мастера.
Первые зрители отмечали великолепное владение материалом автора, всеми видами обработки кости, высокий уровень мастерства, тонкий художественный вкус Сергея Катарина, а сам художник выразил благодарность руководству музея.
– Музей поддерживает мастеров холмогорского промысла, например, в 1988 году приобрёл мою самую первую работу — шкатулку «Орнаментальная», — сказал он. — Для 18‑летнего мастера это была большая радость.
Мастер так объяснил разные оттенки работ:
– Я работаю и с простой костью, и костью мамонта. Например, икона — оклад, ажурные вставки, обрамление — простая кость, а внутри иконы — лик — из бивня мамонта. Акцент сделан на лик, потому он оттенён. Вообще, кость мамонта бывает разных оттенков — от светло-жёлтого до тёмно-зелёно-коричневого. И работа с ними идёт по‑разному — светлый мягко режется, а тёмный — ломкий материал.
Ещё Сергей Катарин, являясь реставратором первой категории, следит за сохранностью коллекции изделий из кости музейного объединения, которая насчитывает более тысячи предметов. По его словам, раз в 20–25 лет каждая музейная вещь может нуждаться в реставрации. А это образцы высочайшей художественной ценности, созданные разными мастерами холмогорской резьбы по кости.
Выставка Сергея Катарина будет открыта до февраля.