Проект реализован в рамках XIX Всероссийского фольклорного фестиваля-конкурса имени А. Я. Колотиловой.
Лекция чередовалась со знаковыми концертными номерами Северного хора и видеокадрами из художественного фильма «Море студёное» середины 1950‑х годов, где заснят фрагмент спектакля «Северная свадьба» в исполнении артистов хора.

— Мне хотелось рассказать зрителям о Северном хоре как явлении, — поделился Андрей Жданов. — В этом коллективе кристаллизовалась эпоха, и явление это гораздо шире рамок фольклора. Вообще, в лекцию влились не только общеизвестные или менее известные широкой публике факты, но и личные впечатления, семейные разговоры и многолетний стаж зрителя концертов Северного хора.
Лектор начал выступление с блистательного успеха Северного хора в Париже в 1961 году и выпуска французской пластинки с записями «Архангельского хора», — так его запомнили французы. За 35 дней гастролей артисты дали 35 концертов, причём один концерт был полностью закуплен автомобильным концерном «Рено». По воспоминаниям участников, предприимчивые менеджеры даже предлагали сопроводить выступление участников хора платочками с логотипом концерна.
Андрей Жданов известен своими книгами-исследованиями о феномене группы «Битлз». Не обошёл автор ливерпульскую четвёрку вниманием и на лекции, посвящённой Северному хору. Как считает Андрей Юрьевич, в композиции «День из жизни» использован оркестровый приём в урбанистически-конструктивистском стиле, который впервые прозвучал в 1928 году в оркестровой сюите «Завод. Музыка машин» композитора Александра Мосолова. В своё время этот композитор много и плодотворно сотрудничал с Северным хором.
Такую неожиданную связь «фрагмента из «Битлз» с авангардистским новаторством Александра Мосолова Андрей Жданов комментирует так:
— В чём особенность Северного хора? Коллективу довелось работать не просто с выдающимися людьми, а с людьми, сочетавшими в себе высокую культуру, широту взглядов, открытость всему новому и внутреннюю свободу.
А также напомнил, какие музыканты и хореографы мирового уровня сотрудничали с Северным хором. Выдающийся баянист, изобретатель готово-выборного многотембрового баяна Юрий Казаков, исполнявший произведения, которые ранее никто на баяне не исполнял, например «Органную токкату и фугу» Баха. Имя Казакова носит Первая музыкальная школа Архангельска.
Или балетмейстер Иван Меркулов, народный артист РСФСР, поставивший в Северном хоре композиции, вошедшие в золотой фонд коллектива. В своё время Иван Захарович был балетмейстером первомайских парадов на Красной площади в Москве. На лекции-концерте была показана танцевальная сценка «Валенки» в постановке Меркулова, которая уже полвека приводит в восторг зрителей.
Как пример открытости хора всему новому лектор привёл такой факт.
Андрей Юрьевич ещё недавно работал в Архангельском краеведческом музее, и его выставку «Музыкальный Архангельск» и лекции на ней, вероятно, помнят многие зрители. На выставке фоном специально «крутилась» песня «Кукушка» Виктора Цоя в исполнении Северного хора.
— Это потрясающе, — рассказал о своих наблюдениях Андрей Жданов. — Непременно кто‑нибудь из посетителей останавливался и прислушивался: что? Кто это поёт? Необычное звучание композиции Цоя, глубина, мощь, сдержанная торжественность звучат в исполнении хора как некий гимн и, несомненно, запоминаются. Посетители сразу начинали искать выставочные материалы, посвящённые Северному хору. А что творилось на одном из концертов после исполнения «Кукушки», где я тоже присутствовал. Зал просто взревел!..
Так, Андрей Жданов на лекции «вписал» Северный хор не только в контекст мировой культуры, но и выстроил культурологические связи коллектива с современностью.
— Думаю, и даже уверен, что каждое новое поколение привносит что‑то своё в фольклор и народную музыку, обогащая доставшееся наследство.
Андрей Юрьевич, помимо собственных музыкальных исследований, редактировал книгу Ирины Иевлевой, к сожалению, ушедшей, — «Путь звезды. Антонина Яковлевна Колотилова».
— Мне пришлось как редактору скрупулёзно читать все афиши, газетные публикации о хоре. И тут у меня начала складываться картинка из отдельных фрагментов, затерянных в памяти и разбросанных по всей жизни. Вот, допустим, об этом мне рассказывала мама, когда приводила на концерты хора. Или отец, меломан и моряк. А посещать концерты Северного хора, хотя бы раз в год, в нашей семье было обязательным. Вот, собственно, «по волнам моей памяти» я выстроил лекцию и, как всегда, двух часов не хватило.
Такое явление, как Северный хор, могло развиваться только в Архангельске, тому способствуют просторы Северной Двины, северная певческая культура, традиции протяжного пения. И потом, Северный хор состоит только из женских голосов, что придаёт ему особое звучание.
Я считаю Северный хор достоянием города и области, — подытожил Андрей Жданов. — Жить в Архангельске и ни разу не посмотреть выступление Северного хора — это всё равно что жить у реки и не дышать свежим воздухом…