Керамика как часть повседневной эстетики

Дизайнер рассказала о балансе красоты и функциональности

Мастер по керамике Таисия Орлова делится секретами создания своих изделий и философией творчества. Она рассуждает о том, как важна связь между утилитарностью и эстетикой, говорит об учете традиций в работах и о том, почему все, что сделало руками, остаётся символом искренности и тепла.

— Таисия, почему вы стали заниматься керамикой?

Всё началось с профильных занятий в колледже. Мы осваивали разные материалы, в том числе пробовали работать с глиной. Программа была довольно обширная. Всего несколько занятий с глиной мне не хватило. Очень понравилось работать с материалом, поэтому я продолжила осваивать лепку дома. После выпуска на день рождения мне подарили сертификат в одну из гончарных студий нашего города. Мне повезло, потому что через неделю после моего визита студия открыла вакансию мастера гончарного дела. Пройдя все этапы собеседования, я стала учиться работать за гончарным кругом. За месяц отработала навыки ручной лепки. Стала проводить мастер-классы для детей и взрослых. Спустя полтора года работы в студии я решила заниматься изготовлением собственной керамики.

— Вы заранее разрабатываете эскизы? Что является источником появления ваших узоров?

Большая часть рисунков на посуде, исключая индивидуальные заказы, нарисованы интуитивно. Но в качестве вдохновения я использую воспоминания из детства о северной природе Соловков. Моя мама — морской биолог, с детства брала меня с собой в командировки на этот остров. Так и появилась посуда, украшенная морошкой, черникой, блюдца с тюленями и лесные пейзажи.

— Как вы находите баланс между функциональностью и декоративностью в своих работах?

Я использую материалы, которые безопасны при контакте с пищей — это натуральная белая глина и глазурь. Все изделия проходят обжиги на высоких температурах, поэтому ими комфортно пользоваться в быту. Я хочу, чтобы моя посуда была не только функциональная, но и приносила эстетическое удовольствие. Всегда приятнее есть из красивой посуды, особенно, если дизайн так откликается сердцу.

— В чем, на ваш взгляд, ценность керамики ручной работы в современном мире, где так много массового производства? Почему люди выбирают изделия, созданные руками?

Сейчас эпоха массового производства, все под копирку, на станках. Ценность ручной работы заключается в том, что в посуде останется отпечаток мастера, все изделия абсолютно индивидуальные, у каждого свой стиль, эмоциональная ценность. Ручная работа требует внимания к деталям. Мастер вкладывает частичку души в изделия. Это приятнее подарить, поставить на стол. Также, занимаясь гончарным делом сейчас, мы сохраняем традиционные ремесла, сохраняем культурное наследие.

— Какая из работ больше всего вам дорога?

Мой подсвечник в виде коралла. Я переделывала его раз шесть. На седьмой раз у меня получилось то, чего хотела.

— Что самое сложное и самое интересное в вашей работе? Как вы справляетесь с трудностями?

Из интересного могу выделить несколько этапов: это процесс лепки декора посуды и покраска глазурью, так как из-за своих свойств глазурь может менять цвет при обжиге. Можно получить совершенно необычное сочетание и разные текстуры.

Самое сложное для меня — это этап перевозки изделий на обжиг, так как посуда находится в довольно хрупком состоянии до обжига. Перевозка требует особого внимания. Сейчас я в процессе приобретения собственной печи, поэтому обжигаю в мастерской моей коллеги-керамиста.

С трудностями мне помогают справляться мои родные и подруги. Они всегда меня поддерживают в начинаниях. Керамика не была исключением. Я им очень благодарна. В моменты, когда начинаю сомневаться в себе, они всегда приходят на помощь.

— Сталкивались ли вы с критикой в своей работе?

Самый главный критик — это я сама. Я не являюсь перфекционистом, но всегда стараюсь достичь поставленных целей. Если что-то идёт не так, то берусь снова, делаю до конца, пока не буду удовлетворена результатом.

— Вы участвуете в ярмарках. Какой опыт вы получили?

Это прямая коммуникация с покупателями, всегда приятно слышать комплименты о керамике. Твоя посуда становится более узнаваемой, растёт спрос на уникальный дизайн. Также вы знакомитесь с другими локальными мастерами, возможна коллаборация. Мастера всегда помогут и поддержат. Я это очень ценю, так как организационные моменты у меня вызывают небольшой стресс.

— Каким вы видите дальнейшее развитие своего дела?

Планирую продолжать свою деятельность. Пока лишь задумываюсь о том, чтобы открыть студию и проводить мастер-классы, потому что спрос на них есть. Но сейчас нацелена на изготовление посуды под своим брендом. Хочется расти, увеличивать масштабы производства.

— Какой совет можете дать тем, кто ещё только в начале пути?

Набраться сил и терпения. Керамика — это прекрасное дело, но, как и другие творческие профессии требует концентрации и изучения. Нужно стараться осваивать самостоятельно, постепенно или попробовать пройти курсы в гончарных студиях, поработать там. Это очень ценный опыт, который в дальнейшем пригодится, если вы собрались заниматься делом серьёзно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Владлена Кошкина. Фото из личного архива Таисии Орловой