По «мосту»
– С точки зрения нейропсихологии, наш мозг — сложная функциональная система, где каждая зона имеет свои компетенции, отвечает за определённые функции, но в то же время нуждается в постоянной взаимной поддержке, — говорит Елена Кузьменко. — Так, левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации, языковые способности, чтение, письмо. Несёт ответственность за логику, аналитическое мышление и последовательность действий. И, например, если левое полушарие «слышит» слово на уровне звукового восприятия — обрабатывает, то правое — придаёт «окраску». То есть обеспечивает целостное восприятие. Правое полушарие также отвечает за пространственное представление, образное и творческое мышление.
Но в реальной жизни работу двух полушарий нельзя разграничить. Успешность чтения, письма, развития речи, решения задач по математике — всё это возможно только при их гармоничной и согласованной работе. И при работе так называемого «моста», который находится между ними, — мозолистого тела, состоящего из миллионов нервных волокон.
Именно эти связи обеспечивают межполушарное взаимодействие и должны быть чётко сформированы. Тогда и информация из одного полушария в другое передаётся легко. Либо, если одно полушарие берёт на себя функцию «слабого звена» — происходит хорошая компенсация. Но когда взаимодействие слабое, то с передачей информации из одного полушария в другое возникают сложности. Мозг работает менее эффективно.
В своей практике я часто наблюдаю, что межполушарное взаимодействие у детей формируется позже, чем необходимо по возрасту. Поддаётся ли это корректировке? Безусловно, но начинать такую коррекционную и развивающую работу надо как можно раньше.
«Он постоянно ленится…»
«Мой ребёнок недостаточно старается! Он постоянно ленится, у него нет мотивации…» По словам детского нейропсихолога, эти фразы на консультациях можно услышать нередко. Но истинная причина порой кроется в том, что мозг ребёнка просто пока не выстроил эффективные каналы взаимодействия между полушариями. Связи только формируются.
– На что обратить особое внимание? Первый «звоночек» — у ребёнка слабый самоконтроль, — говорит Елена Кузьменко. — То есть «западает» произвольная регуляция. Бывает, что задержка происходит именно на фоне незрелости межполушарного взаимодействия — слабые связи не дают качественно развиваться.
Ребёнок быстро утомляется, теряется при выполнении «сложных» задач. Ему трудно сосредоточиться. Не сформирована реципрокная координация — совместное действие двух рук вызывает сложности. Или, например, долго, вплоть до подросткового периода, ребёнок не может определиться с «ведущей» рукой. Хотя латеральное предпочтение уже к пятилетнему возрасту должно сформироваться.
Речь не об амбидекстрии, — уточняет Елена Кузьменко, — когда одинаково эффективно используются обе руки — ребёнок хорошо пишет как правой, так и левой рукой. При недостаточной сформированности межполушарного взаимодействия происходит это одинаково плохо. И когда ребёнок то правой рукой немножко попишет, то левой — он устаёт и истощается, потому что мозг в это время работает «неправильно» — отдыхать не получается.
«Невнимательный, неловкий… У него всё валится из рук!» При нарушении межполушарного взаимодействия, по словам нейропсихолога, ребёнок теряется при выполнении сложных заданий. Возникают трудности при работе с геометрическим материалом, устным счётом, решением задачек в несколько действий — «аналитические способности» не получают поддержки от «пространственного мышления».
– У таких деток мы можем наблюдать и несформированность фонематического слуха, — поясняет Елена Кузьменко. — Обычно он формируется к четырём годам. Но на практике я часто наблюдаю, что трудности идентификации звуков возникают у детей и в восемь, и в десять лет. Ребёнок, например, путает буквы: вместо «б» пишет «п», вместо «з» — «с». Не слышит мягкость согласных — пропускает мягкий знак. Или, допустим, если проговаривает слово вслух, то мягкость чувствует. Но при проговаривании про себя — не воспринимает.
Где живёт корова?
Ещё один яркий признак несформированного межполушарного взаимодействия, по словам нейропсихолога, — зеркальность букв и цифр на письме: в тетрадках они «смотрят не в ту сторону».
– Если у ребёнка есть трудности в чтении и понимании прочитанного — это тоже может быть связано с незрелостью межполушарного взаимодействия, — говорит Елена Кузьменко. — Указывает на это и нестойкость номинативной, назывной, функции речи. Когда, например, ребёнок в семь-девять лет с трудом называет, «вспоминает» какой‑то простой предмет. Не знает его признаков. Или, например, видит на картинке корову. А какая она? Где живёт и чем питается — ответить не может. Путает корову с лошадью.
При слабости межполушарного взаимодействия, отмечает нейропсихолог, могут проявиться и различные логопедические сложности.
– Когда малыш плохо говорит, это не значит, что «проблема только во рту», — поясняет Елена Кузьменко. — Если даже во рту есть какие‑то мышечные слабости, то, как правило, присутствуют «слабости» и во всём теле. И требуется не только помощь логопеда, но и других специалистов.
Распространённый признак — дефицит пространственных представлений. Не сформирована ориентировка в схеме собственного тела — ребёнок с трудом определяет, где право, а где лево. «Сбита» ориентировка и на листе бумаги. Происходит как бы «левостороннее игнорирование». И если заглянуть в тетрадь ребёнка, он всё время пишет на правой стороне либо начинает с середины листа. Рисунки также располагаются справа. Происходить это может из‑за возрастной незрелости правого полушария и из‑за слабости межполушарного взаимодействия.
Эмоциональная неустойчивость, трудности в коммуникации, повышенная тревожность, проявление агрессии — это, по словам нейропсихолога, также может быть «звоночками», что правое и левое полушария недостаточно хорошо взаимодействуют.
– Но, безусловно, важно оценивать созревание мозговых структур ребёнка в целом, — уточняет Елена Кузьменко. — Работать комплексно и с другими какими‑то незрелостями. Нейропсихологический подход заключается в том, чтобы «достроить», укрепить связи и через специально подобранные упражнения помочь мозгу работать более эффективно.
Лыжи и танцы
Отличная база для «тренировки» и формирования межполушарного взаимодействия, отмечает нейропсихолог, — выполнение перекрёстных движений.
– Особенно ценный период для этого — ползанье, — говорит Елена Кузьменко, — когда малыш совершает свои первые перекрёстные движения руками и ногами. Если этот период по каким‑то причинам пропущен — навёрстываем! Ползать можно и в десять лет. Простое, но эффективное упражнение, где также есть перекрёстные движения — «Ухо — нос». Выполнять его можно вместе со своими детьми, заодно оценив и работу собственных полушарий. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью наоборот. Сложно? Вначале можно делать упражнение и без хлопков, усложняя постепенно.
Доступное занятие с ребёнком — раскладывать по разным стаканчикам горох, фасоль или любые другие сыпучие продукты руками или с помощью пинцетов — так прорабатывается ещё и мелкая моторика. Попробуйте одновременно использовать обе руки либо действовать поочерёдно. Например, горох — правая рука, фасоль — левая. А затем — наоборот.
Лыжи, плаванье, езда на велосипеде, танцы — любая активность, где задействованы обе стороны тела, по словам нейропсихолога, полезны для развития мозга.
– Это могут быть и игры с мячом — бросаем и ловим, — говорит Елена Кузьменко. — На занятиях с детьми мы, например, используем кинезиомячи. Можно подбрасывать мячи одновременно двумя руками, либо идёт асинхронная работа: правой рукой — левой рукой.
Замечательное упражнение — рисовать в воздухе горизонтальную восьмёрку, знак бесконечности. Глазами, большим пальцем вытянутой руки или двумя руками одновременно — упражнение хорошо улучшает координацию.
Зашифрованные клеточки
– Детям постарше нравится упражнение «Алфавит». Рисуем квадратное поле из крупных клеточек — три на три или пять на пять — кому как удобно. Сверху, в каждой клеточке, пишем любую букву алфавита, а внизу, например, буква П — «правая рука», Л — «левая рука» и буква О — «обе руки».
Ребёнок поочерёдно называет верхние буквы в клеточках, но при этом показывает действия, которые «зашифрованы» внизу — поднимает правую либо левую или обе руки одновременно.
Игра, по словам Елены Кузьменко, на первый взгляд может показаться очень лёгкой. А на практике происходит так, что пока ребёнок усиленно себя контролирует — верхние буквы называет исправно. Но поскольку это «энергозатратная работа», он может начать сбиваться — называть и нижние буквы.
– Чем полезна эта игра? Тренируется серийное переключение — с одной программы на другую, — поясняет нейропсихолог, — при этом синхронизируется работа полушарий.
Развивающие упражнения не всегда требуют сложных приготовлений.
– Можно взять самую обычную губку, — говорит Елена Кузьменко, — воткнуть в неё палочки для суши — две или четыре, в зависимости от задачи. Понадобится ещё несколько разноцветных коктейльных трубок — нарезаем их на небольшие кусочки. Ребёнку даётся задание — «нарядить» в определённом порядке палочки — по типу игры в пирамидку. Например, сначала правой рукой выкладываем красный цвет, потом левой — зелёный. Затем двумя руками нанизываем одновременно. Можно придумать любой узор. Важно отслеживать синхронность и выполнять задание, постепенно усложняя — добавлять, например, хлопки.
Новогоднюю ёлку — двумя руками
Правило — от простого к сложному, по словам нейропсихолога, позволяет создать для любого ребёнка ситуацию успеха. Так появляется мотивация, просыпается интерес и раскрываются творческие способности.
– Например, можно предложить детям порисовать двумя руками, — говорит Елена Кузьменко. — Я рекомендую вначале рисовать у стены либо у доски — так прорабатываются более глубинные межполушарные взаимодействия — на уровне стволовых структур мозга.
Доску делим на две равные части. Берём маркер и рисуем обычные полосочки. Правша начинает рисовать левой рукой, а левша — правой. Потом пробуем рисовать одновременно правой и левой рукой: слева — направо, справа — налево и от центра к центру. Каждый раз задание постепенно усложняем. Это упражнение не только развивает координацию, но и стимулирует творческое мышление. Можно, например, одновременно двумя руками нарисовать новогоднюю ёлку, а потом, также синхронно, украсить её шарами. Освоили процесс рисования на доске? Переходим к рисованию за столом.
Эти простые техники и упражнения, по словам нейропсихолога, можно использовать, и когда ребёнок делает уроки — устраивать полезные переменки.
– Игровые упражнения дают эффект именно при регулярных включениях, — говорит Елена Кузьменко, — пяти или десяти минут будет достаточно. Самое главное — системность. Ребёнок переключается и отдыхает. И в то же время мы отрабатываем, укрепляем важные связи, улучшаем когнитивные способности — закладываем фундамент учебных навыков и успешности ребёнка.