…И остался на Севере

8 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения Николая Журавлёва, поэта и прозаика, руководителя областной писательской организации в 1973–1990 годах
На встрече с книголюбами в читальном зале Дворца культуры строителей (Архангельский городской культурный центр). Из альбома Архангельской областной научной библиотеки имени Добролюбова «Литературные лики Севера. Писатели- северяне в фотографиях Адольфа Афонина»

Пульсация живой жизни

Родом Николай Андреевич Журавлёв из деревни Сверчково Ивановской области. Безотцовщина. С двенадцати лет ходил за плугом. Через годы он написал стихотворение «Моё поколение»:

Мы знаем о наших отцах

до обидного мало:

не помним их юных улыбок

и добрых прищуренных глаз.

Их лица не в мрамор,

а в землю эпоха врезала,

и лишь обелиски

дошли изваяньем до нас.

Семнадцатилетним Николай Журавлёв приехал в Архангельск поступать в мореходное училище. Но не прошёл медицинскую комиссию. Судьба счастливо свела его с редактором газеты Северного морского пути «Арктическая звезда» Александром Гавриловичем Веселовым, который пригласил парня на работу в редакцию: «В море побываешь, в каботажке денег на обратную дорогу заработаешь, а может, и вовсе на Севере останешься». Так и получилось — остался. (Журналистом работал также в «Речнике Севера», «Северном комсомольце», на областном радио, собкором в центральном «Водном транспорте».) Из Архангельска ушёл на армейскую службу, она проходила в Германской Демократической Республике. Написались стихотворения под общим названием «Из Берлинской тетради». Два из них лидер поэтов Архангельска Владимир Мусиков отобрал для альманаха «Литературный Север» за 1959 год. Цитирую «Весенний вальс»:

Кружатся пары в вальсе,

Им, молодым, не до сна.

Шумно на Тельманштрассе,

Если в Берлине весна.

В небе звезда, как искринка,

В окнах бледнее закат.

Кружится с юной блондинкой

В вальсе советский солдат.

Даже усталый прохожий

Вышел «тряхнуть стариной».

Будто бы стал он моложе

Вместе с берлинской весной.

Наверно, и сам Журавлёв кружился в вальсе с юной жительницей Берлина: молодой, стройный, радость в глазах от того, что живёт на белом свете, что он — советский человек, советский солдат; как такому отказать в приглашении на тур-другой-третий?

В 2010 году под эгидой Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» издана книга стихотворений Николая Журавлёва — в связи с его 75‑летием со дня рождения — «Избранное». Автор большой вступительной статьи — Елена Галимова: »…первое и главное впечатление, возникающее при чтении произведений Николая Журавлёва, — пульсация живой жизни, наполненность благодарным и радостным восхищением миром, общий настрой его творчества, жизнеутверждающий, светлый. И это при том, что вовсе не безоблачной и совсем не лёгкой была его жизнь…»

«Но устояла красота России…»

Первая книга стихов Николая Журав­лёва — «Песня любви» — вышла в Архангельске в 1962 году. В феврале 1963 года на собрании писателей и литературного актива обсуждались новые стихи поэта. Отмечены «следы торопливости», но и радостно запомнилась Журавлёву такая, например, похвала (из уст поэта Михаила Скороходова): «Высшее счастье для поэта найти такой образ — «море сердцем зачерпнуть».

«Основа для нового сборника есть», — сказали Журавлёву. Следующая его небольшая книжка опубликована в 1965 году: он избавлялся от «следов торопливости».

О том, что Журавлёв внимательно прислушивался к мнениям коллег, свидетельствует и рецензия журналиста и поэта Иосифа Лебензона — он публиковал стихи под псевдонимом И. Леонидов — на рукопись стихотворений Журавлёва «Солнечный дождь». Журавлёв прочитал: »…порой поэту изменяет вкус, чувство меры… Мне думается, например, что нельзя в одном и том же сборнике стихов печатать такие стихотворения, как «Сумская колокольня» и «Что мне до храмов». Стихи эти как будто разными людьми написаны».

В «Солнечном дожде» не будет «Что мне до храмов», а «Сумская колокольня» там есть.

…пела деревянная звонница,

Но кто‑то, не поняв её цены,

Иль просто не наученный дивиться,

Решил смести творенье старины:

Мол, отошла часовенкам пора,

И выветрило время ладан сладкий…

«Сейчас посмотрим дедовскую кладку…

Ребята, заводите трактора!»

Венцы скрипели, и ревела сила,

И обрывались цепи, и опять…

Но устояла красота России,

Чтобы собой потомков удивлять.

В 1969 году Н. А. Журавлёв принят в Союз писателей СССР.

На стыке лирики и публицистики

В 1970 году Журавлёв заочно окончил отделение журналистики Ленинградской высшей партийной школы, а затем, в 1971–1973 годах, — Высшие литературные курсы. В рекомендации для учёбы на ВЛК, подписанной главой отделения СП СССР Дмитрием Ушаковым, сказано: »…как литератор вырос в нашей писательской организации.

Поэт нежной лирической души, большого чуткого сердца — он является стойким и принципиальным коммунистом». Отмечено также, что Н. А. Журавлёв — внештатный инструктор обкома КПСС (в своё время будет членом обкома), заместитель председателя областного совета мира, член художественного совета драматического театра имени Ломоносова, член художественного совета Северного хора (песни на его стихи вошли в репертуар знаменитого коллектива), автор ещё неопубликованной документальной повести «Подснежники на минном поле» — о снайпере Розе Шаниной, кавалере двух орденов Славы, погибшей на Великой Отечественной войне. Точнее, эта повесть, изданная в Архангельске в 1974 году, написана в соавторстве с военным газетчиком П. Молчановым.

Интересно, какие предметы осваивали в ту пору на ВЛК? Диалектический и исторический материализм; политэкономия социализма; марксистско-ленинская эстетика; современная зарубежная философия; теория литературы; история русской литературы; история советской литературы; история зарубежной литературы; театр и драматургия; изобразительное искусство; искусство кино; история музыки; античная литература; русский и иностранный язык. Был также спецкурс по мастерству. Солидная подготовка.

В книге «Лёд и пламень» (Архангельск, 1981 год) московский критик Станислав Педенко, посвятивший Журавлёву 15 страниц, подчеркнул, что его поэтическое дарование «возникло и развивается как бы на стыке лирики и публицистики». Своему дарованию Журавлёв не изменит.

В духе времени

7 октября 1976 года было днём первого для Н. А. Журавлёва отчётно-выборного собрания в писательской организации в качестве её руководителя. С чего он начал свой доклад?

«Под звездой животворных решений ХХV съезда КПСС, в обстановке всенародного трудового и духовного подъёма, направленного на успешное осуществление заданий первого года десятой пятилетки — пятилетки качества — прошли VI Всесоюзный съезд советских писателей, съезды творческих союзов братских республик, и наш сегодняшний творческий отчёт перед общественностью области, перед нашими читателями озарён этим мудрым и тёплым светом».

В прениях критик Ш. З. Галимов сказал, что доклада с такой глубокой аналитикой — на его памяти — на собраниях северных писателей ещё не было. (К слову, доклад — на 34 машинописных страницах.) И действительно, о творчестве коллег Николай Журавлёв говорил не мимоходом, не вскользь, а со знанием их произведений. И уважительно.

Докладчик привёл некоторые цифры: за три года писательской организацией проведено более 150 устных консультаций, отрецензировано около 600 рукописей начинающих авторов. (Плюс ещё обзоры поэтической почты вместе с редакциями газет.) «За творчеством молодых следим по всем доступным нам направлениям. В областном жюри по проведению всесоюзных, республиканских тематических конкурсов сочинений школьников, учащихся ГПТУ и техникумов есть наш постоянный представитель. Так что ни одно сколько‑нибудь заметное дарование не проходит мимо нашего внимания».

Работу Журавлёва признали удовлетворительной. Коллеги делали это 17 лет.

В 1979 году в Москве, в издательстве «Советский писатель» (не рядовое в ту пору событие для провинции) вышла книга стихов Журавлёва «Ищите люди, янтари!». Большой рецензией «Голос зрелого поэта», опубликованной в «Правде Севера» 14 октября того же года, откликнулся на неё коллега Николай Жернаков: «Назначение истинной поэзии — в побудительной силе её к сохранению жизни на земле, к воспеванию добра и отрицанию зла. И сборник стихов Николая Журавлёва, как солнечным лучом, пронизан этой побудительной силой».

В 1978, 1980 годах в Архангельске в двух книгах издан исторический роман Журавлёва «Эхо в снегах» — о событиях перед потрясениями 1917 года, о Гражданской войне. Среди героев — бывший царский генерал, а потом красный командарм Самойлов (прототип — А. А. Самойло), морской офицер Дрейер — их именами названы улицы Архангельска.

В 1984 году за заслуги в развитии советской литературы Н. А. Журавлёв награждён орденом «Знак Почёта».

«Печально. Тревожно. Сиро душе»

28 октября 1988 года состоялось очередное отчётно-выборное писательское собрание. Николай Журавлёв на посту главы организации уже 15 лет. Три с половиной года руководит Советским Союзом генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС М. С. Горбачёв. И чего только не происходит в стране!.. Отголоски разных событий — в докладе Журавлёва: «По моему глубокому убеждению, писатель не имеет права разговаривать с другими с позиции непримиримого осуждения… У нас, к чести писателей-северян, не наблюдается группового противостояния амбиций, не захлёстывает (во всяком случае — профессиональных литераторов) и левая фраза, падких на которую много выявилось за последнее время в разных сферах общественной жизни… Если в недавнем прошлом была нужна смелость, чтобы покритиковать кого‑то или что‑то, то сегодня, в обстановке всеобщей критики, нужна не меньшая смелость, чтобы сказать похвальное слово. Не все и поймут, а то и обвинят в ретроградстве. В процессе перестройки рождаются свои догмы и предрассудки».

Вне догм и предрассудков — «Книга о Шергине» Елены Галимовой. «Пожалуй, впервые появилось столь обстоятельное исследование об этом кудеснике слова», — подчеркнул докладчик.

По словам Николая Журавлёва, в писательской организации недостаточно внимания уделялось её истории, лишь в процессе подготовки к 50‑летию (юбилей отмечен в 1985 году. — С. Д.) «мы по‑настоящему задумались над богатым наследием, оставленным нам предшественниками». За три отчётных года сделано немало для увековечения памяти литературных имён: установлены мемориальные доски на домах, связанных с жизнью и творчеством Петра Калашникова, Константина Коничева, Евгения Коковина.

К акциям, связанным с историей писательской организации, Н. А. Журавлёв отнёс и выход биобиблиографического справочника «Архангельские писатели». Книга подготовлена организацией Союза писателей и областной научной библиотекой имени Н. А. Добролюбова. Составитель — литературный краевед Борис Пономарёв. В редакционную коллегию входил и Н. А. Журавлёв.

Журавлёв как публицист опубликовал в 1988 году в десятом номере межрегионального журнала «Север» большую статью на экологическую тему «Траур белых ночей»: «В сказочные часы белоночья, когда утренняя заря сменяет вечернюю, по розовому окоёму горизонта прочерчивается полоса смога, словно траурный креп на знамени природы, и серая пелена затуманивает речные дали. Печально. Тревожно. Сиро душе. А глянешь на водную гладь Двины и вовсе содрогнёшься: багровыми бликами отражаются отблески зари от фиолетовой плёнки, сковавшей поверхность реки».

На собрании в заключительном слове искренний коммунист Николай Журавлёв в ответ на упрёк о чрезмерной загруженности делами обкома КПСС сказал, что его «литературная работа — часть партийной работы». Добавил: «То, что я был избран делегатом ХIХ Всесоюзной партийной конференции, делает честь нашей писательской организации».

Многого ждали в стране от этой конференции. Не дождались.

В работе до последних дней

С 1990 года Николай Журавлёв руководил ежемесячным журналом обкома КПСС «Позиция» (выходил в 1990–1991 годах). Николай Андреевич привлекал к сотрудничеству с журналом коллег разных взглядов и убеждений — Александра Роскова, Виктора Толкачёва, Алексея Трапезникова, Рудольфа Ханталина, Александра Логинова, Вячеслава Чиркина и других. Работал над «Позицией» тяжелобольной Журавлёв до последних дней жизни. Журнал он хотел делать интересным для всех возрастов читателей — «от только познавших радость чтения (для этого учреждена специальная страница) до седовласых ветеранов»: так написал редактор в первом номере издания, который составил 8578 экземпляров.

Поэтом оставался Николай Журав­лёв до последних дней. Написано в 1991 году:

Когда среди сплошного одичания,

Где здравый смысл немыслимо понять,

Моя душа выходит из молчания,

И я пою — то должен устоять.

И прошлое, и будущее — наши.

Зачем же в устремлениях своих

Мы все черним в свершениях вчерашних

И громко отрекаемся от них?

Ужели нам не служат наученьем

Захаянные прошлые года,

Что всякий путь черненья-очерненья –

Жестокая дорога в никуда?

Ведь было же (терзает душу совесть!),

Когда мы в одержимости своей

С «дурманами религии» боролись

И рушили культуру до корней.

И падали светлицы и соборы

(Ломать — не строить! Лучший — кто лютей!).

И выбили погромщики опоры

Из-под себя, из‑под своих детей.

23 августа 1991 года, за 11 дней до смерти Николая Журавлёва, «Правда Севера» опубликовала рецензию Шамиля Галимова «Тревожная книга» на только что изданную повесть Николая Андреевича «Звонкие согласные». Автор книги прочитал: «Книга Н. Журавлёва взывает к бережному отношению к прош­лому, к самой нашей истории. Она предостерегает от нигилизма, от перегибов, крайностей… Книга отвергает минусы рыночных отношений (ведь капитализм тоже не рай!), страсть к деньгам, к наживе, к вещам, дух вражды, взаимоотчуждения».

В 2019 году большую статью о «Звонких согласных» опубликовал в девятом номере ежемесячной литературной газеты Архангельской области «Графоман» доктор филологических наук, профессор Северного Арктического федерального университета Андрей Петров: «Повесть получилась довольно жёсткой, прямолинейной — тут и криминал, и противостояние консерваторов и новаторов, и попытка разобраться в проб­лемах трудных подростков, когда непонимание взрослых приводит юных к непоправимому. Много здесь декларативного и сейчас кажущегося надуманным

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ

Из книги Бориса Пономарёва «Литературный Архангельск»

, искусственным, однако много и важного, мудрого, прозорливого».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ. Иллюстрации из книги Бориса Пономарёва «Литературный Архангельск»