– Тамара Сергеевна, на что сейчас ориентирована работа регионального надзорного ведомства в сфере защиты прав предпринимателей?
– Прокуратура традиционно ассоциируется у многих с надзором, зачастую воспринимается как орган, приходящий с проверками. Однако роль прокуратуры гораздо шире: она играет важную защитную функцию для бизнеса, обеспечивая соблюдение законности и государственных норм во всех сферах предпринимательской деятельности.
Одно из ключевых направлений — снижение административного давления на бизнес. Мы проверяем обоснованность проведения проверок, а также их соответствие закону. За последние годы контрольно-надзорная деятельность существенно реформирована. Сегодня проверки не являются единственным видом контрольно-надзорных мероприятий.
Теперь больше внимания уделяется профилактике нарушений, в том числе появился обязательный профилактический визит, который не предусматривает отказа контролируемого лица от его проведения.
– Какой порядок организации и проведения обязательных профилактических визитов?
– В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб или образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десять рабочих дней и может быть продлён на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о его проведении. Стоит отметить, что проведение обязательных профилактических визитов снижает административное давление на субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемое лицо не может быть подвергнуто административному наказанию.
– Тамара Сергеевна, расскажите о роли прокуратуры при организации проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны контрольных и надзорных органов.
– Органы прокуратуры играют ключевую роль в обеспечении законности проведения как плановых, так и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых контрольными и надзорными органами. Главная задача — гарантировать, что проверки проводятся строго в рамках законодательства, без нарушения прав и законных интересов бизнеса.
В числе оснований для проверок определены: наличие в контрольном органе сведений о причинении вреда охраняемым законом ценностям или об угрозе этого. Плановые проверки контрольные и надзорные органы проводят в соответствии с ежегодными планами, согласованными с органами прокуратуры.
Внеплановые контрольные проверки контрольный орган может провести только после получения согласования с органами прокуратуры, за некоторыми исключениями, такими как по поручениям президента или Правительства Российской Федерации, на основании требования прокурора.
Если нарушения не выявлены, сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий, в случае выявления нарушений в акте указывается, какое обязательное требование нарушено.
Важно отметить, что прокуратура контролирует, чтобы проверки не носили избыточный или необоснованный характер, тем самым снижая административную нагрузку на предпринимателей.
– Тамара Сергеевна, что такое Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий и в чём его особенность?
— Единый реестр контрольных и надзорных мероприятий является федеральной государственной информационной системой, которая содержит сведения обо всех профилактических и контрольных мероприятиях, проводимых в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Указанная система позволяет сделать проведение проверок прозрачным.
– Как можно узнать о предстоящей проверке и подготовиться к ней?
– Важно отметить, что не допускается проведение контрольных мероприятий, если информация о них на момент начала их проведения в едином реестре отсутствует.
Итак, узнать о проверке можно на сайте контролирующих ведомств, на сайте proverki.gov.ru, а для получения информации пользователю достаточно ввести ИНН, ОГРН или наименование своей компании в личном кабинете портала «Госуслуги», на цифровой платформе «МСП.РФ».
Кроме того, решение о проведении контрольного и надзорного мероприятия должно содержать QR-код со ссылкой на соответствующее мероприятие по контролю в ЕРКНМ. И контролируемые лица могут при получении копии решения в онлайн-режиме посмотреть информацию о контрольном мероприятий, в том числе информацию о согласовании с органами прокуратуры. Для получения информации о проведении проверки пользователю потребуется ввести номер мероприятия, дату его начала, ИНН, ОГРН или наименование своей организации.
При отсутствии на документах контрольного органа QR-кода контролируемое лицо в допуске на объект контроля вправе отказать.
– Если говорить о состоянии законности при проведении проверок бизнеса, какие в этой части допускаются нарушения?
– К примеру, зачастую органами контроля не соблюдаются сроки размещения информации о проведении контрольных и профилактических мероприятий в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», их результатах, контрольные проверки проводятся при отсутствии оснований для их проведения или без согласования с органами прокуратуры, а также нарушаются их сроки.
В нынешнем году прокуратурой области и автономного округа по факту ненадлежащего внесения сведений в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» возбуждено 24 дела об административном правонарушении, кроме того, по административным делам указанной категории к ответственности уже привлечены 19 должностных лиц.
– Тамара Сергеевна, в заключение нашего интервью какие можете дать советы представителям бизнес-сообщества, чтобы избежать административного давления со стороны контролёров?
– Считаю, что предпринимателям важно обеспечить исполнение законов, следить за изменениями законодательства, чтобы избежать ошибок, а также вести прозрачную деятельность и правильно оформлять все необходимые для осуществления деятельности документы.
При этом представители бизнес-сообщества в случае нарушения их прав должностными лицами органа контроля могут обратиться с соответствующей жалобой к вышестоящему должностному лицу органа контроля, в органы прокуратуры, а также использовать судебный механизм обжалования действий или бездействия должностных лиц органов контроля и надзора.
Справка
Прокурорский надзор в сфере защиты прав предпринимательской деятельности играет важную роль по созданию благоприятного инвестиционного климата и развитию предпринимательства. В 2025 году прокуратурой области и Ненецкого автономного округа выявлено порядка 1,5 тысячи нарушений, принесено свыше 800 актов прокурорского реагирования, за допущенные нарушения к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 200 должностных лиц.