В Ломоносовском ДК показали новую постановку театральной студии «Люди и Лица»

В Ломоносовском ДК вновь премьера театральной студии «Люди и Лица» — «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского
Наташа – Татьяна Шевченко, Евдокимов – Клим Пестов
Евдокимов – Клим Пестов. Парень – Александр Устинов

Зрители с опытом вспомнят фильм 1960‑х годов «Ещё раз про любовь» и его более новую версию «Небо. Самолёт. Девушка» начала 2000‑х, снятых по этой пьесе.

Старый фильм врезается в память всех, кто его смотрел, вероятно, благодаря блестящим работам Татьяны Дорониной, Александра Лазарева, Олега Ефремова и других актёров, а также чудесной песенкой «Солнечный зайчик» в исполнении Татьяны Дорониной. Фильм с Ренатой Литвиновой не запоминается ничем, кроме её прекрасного лица.

Современные театральные режиссёры, кажется, стараются обходить пьесу стороной: действие недостаточно динамичное, чересчур детальное. Кроме того, для просмотра нужен лирический настрой, к чему современный зритель может быть не готов.

Спектакль идёт больше двух часов, поскольку режиссёр Александр Дунаев не согласен сокращать, ужимать текст, вставлять в него современные словечки и «брать только одну сюжетную линию» (как, например, в фильмах). Он по‑прежнему уважает авторов и бережёт авторский текст.

Приметы времени написания пьесы есть, но они в спектакле Александра Дунаева не на первом плане, а так, намечены лёгкими штрихами — стационарный телефон, очереди в женских парикмахерских, музыкальная тема «Цыганочка» в записи «Поющих гитар» конца 1960‑х и звание, данное главным героем спектакля своей любимой, — «лучшая девушка СССР».

В истории любви Наташи и Евдокимова, что оканчивается трагедией, Александр Дунаев показывает развитие чувств, которые накрывают людей с головой, и поделать с этим ничего нельзя. Причём надо помнить, что его актёры — непрофессиональные, а пьеса сложная, многослойная, не каждому профессиональному актёру подвластна, не каждому режиссёру даётся. «Замахнувшись» на Эдварда нашего Рад­зинского, режиссёр рискует.

– Как соотносится современное время с этой пьесой? — даже удивился воп­росу Александр Антонович. — А что меняется в историях любви? Они вечны. Меняется только быт, исторические декорации. В современном времени с каждым годом, по моим ощущениям, становится всё меньше любви. Мы теперь любим через интернет, это же проще. Не скажу, что любви вовсе нет. Она есть, просто люди её не замечают или цинично презирают и высмеивают, а когда спохватываются, бывает, что и поздно. Люди намеренно лишают себя любви и боятся её, потому что это труд — понять и принять другого человека. А что есть любовь? Это Бог. Мы лишаем себя Бога. В пьесе Радзинского очень тонко прописаны чувства, я это произведение ставлю в один ряд с пьесами Александра Вампилова и считаю одним из лучших произведений советского репертуара.

В спектакле 21 эпизод, такой масштаб актёры-любители студии Дунаева ещё не играли. Надо сказать, что технически спектакль очень объёмный. Роль декораций исполняют прозрачные панели, которые передвигают по сцене участники театральных студий «Люди и Лица» и «Дебют». Идею, кстати, подсказал Владимир Боер, сценограф и художник-постановщик бывшего театра Романа Виктюка, работающий со многими театрами страны.

Главные роли исполняют Татьяна Шевченко, которую зрители могли видеть в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна», и Клим Пестов, впервые получивший большую роль.

Надо сказать, что зритель, который приходит в Ломоносовский ДК и, вероятно, живущий в ближайших микрорайонах, — очень доброжелательный и прекрасно понимает, что смотрит спектакли профессионального режиссёра с актёрами-любителями. И Александр Дунаев своего зрителя знает, не старается ему понравиться или польстить, а основывает своё творчество на доверии.

Судя по спектаклям, режиссёр с каждой новой постановкой усложняет себе и актёрам задачу. Но вот нельзя однозначно сказать, выдержат ли студийцы усложнения, которые вносит режиссёр, всё‑таки в их жизни есть другая профессия и другое место работы. Ещё одна особенность спектаклей Дунаева — эффектный драматический финал, подводящий черту сказанному со сцены. Так же и в новом спектакле.

Следующий показ спектакля «104 страницы про любовь» на сцене Ломоносовского ДК состоится 7 декабря.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора