Архангельск представляли «Озорные Великолепные Звёзды» под руководством педагога-хореографа Ирины Богатых.
По словам Ирины, участие в фестивале было давней мечтой их творческого коллектива. Два года все вместе вынашивали, а вернее, «вытанцовывали» эту идею — придумывали номера, репетировали, совершенствовали…
– Танцуем мы с 2021 года. Поездки и конкурсы, конечно, были у нас и раньше, — рассказывает Ирина Богатых, — но уникальность именно этого фестиваля в том, что на одной сцене собираются танцоры со всей страны — более 500 участников! Рассчитан конкурс на 12‑часовую программу. С утра и до вечера — танцы. Настоящий танцевальный марафон. Конечно, сложно, но так интересно…
Это как ступенька, на которую важно подняться, чтобы окрепнуть творчески. Почувствовать уверенность, оценить себя, посмотреть на других и понять, куда танцевать дальше.
Ирина признаётся, что, когда ехали на фестиваль, на победу «даже не рассчитывали». Хотелось просто прикоснуться к «танцевальному чуду». И вдруг, неожиданно для себя, стали лауреатами, причём трижды.
Один из творческих номеров, с которым «звёзды» заняли первое место, — «Рыбы в небе».
– Мы так придумали, что танец этот будет состоять из двух частей, — поясняет хореограф. — Выходят ребята на сцену под стихотворение Иосифа Бродского «Рыбы зимой», которое, конечно же, совсем не о рыбах. И раскрывают в танце свою историю. Но настолько искренне у них это получилось… Многие зрители в зале не смогли сдержать слёз. Затем, по режиссёрской задумке, грусть исчезает — звучит нотка радости. Специально для номера мы сшили больших и ярких рыб. Они плывут по сцене в руках танцоров, а потом, словно мечты, взлетают — возносятся в небо…
Второй номер в программе «Озорных Великолепных Звёзд» назывался «Дорогой добра». Выступали ребята вместе с приглашённой артисткой Женей Молоковской, юной архангельской певицей, о творчестве которой «Правда Севера» рассказывала неоднократно. Танцевала Женя со «звёздами» на спортивной инвалидной коляске, а номер исполняли под её авторскую песню.
– Эта жизнеутверждающая история настолько всех зарядила, — делится впечатлениями Ирина Богатых, — что, когда в конце выступления наши ребята выпустили из ленточек красное сердце… зал буквально взорвался овациями!
Но в победном списке «озорных и великолепных» был и третий хореографический сюрприз — «Миттельшпиль». Выговорить непросто, а уж станцевать…
– Танцевать легче, — смеётся Ирина. — Между собой мы называем этот номер «Шахматы». Миттельшпиль — партия, где происходят основные действия перед финалом. И они немного волшебные. И наш танец — это тоже маленькая сказка.
Причём, по словам художественного руководителя, чудеса начали происходить сразу, когда номер ещё только создавался.
– Потрясающие «шахматные» костюмы нам подарил один замечательный человек, — рассказывает Ирина Богатых. — Просто так, от чистого сердца, не называя своего имени, сшил двадцать комплектов. И, если честно, я думаю, что уже одними этими костюмами мы покорили зрителей и жюри…
По словам художественного руководителя, свою тройную победу «озорные и великолепные» встретили восторженно.
– Дети были так счастливы! — говорит Ирина. — Они смеялись, обнимались. И не только потому, что теперь в руках кубки. Фестиваль — это интересные встречи. Ребята с удовольствием смотрели выступления сверстников — удивлялись, восхищались, вдохновлялись. И тут же вместе мы придумывали, чтобы хотим танцевать в следующий раз.
– Ирина, а если вернуться в 2021 год, как, вообще, родилась идея — создать в Архангельске такой необычный танцевальный коллектив?
– Началось всё, наверное, с гранта, который выиграла региональная благотворительная общественная организация «Время добра». Её руководитель, замечательная Полина Мусихина, организовала для особенных детей творческие занятия — театральную студию и студию «Движение», в которой ребята начали заниматься танцами. Но за год или полтора поменялось несколько педагогов — никак не удавалось найти постоянного преподавателя. И однажды предложили мне: «Может, ты попробуешь?»
– До этого вы занимались с особенными детьми?
– Нет. Только если немного соприкасалась, в рамках практики, когда ещё училась в колледже культуры. Дипломная работа у меня также была связана с региональным отделением Всероссийского общества слепых — мы вместе создавали концерт. Но это всё‑таки были уже взрослые люди.
– А дети — отдельная планета.
– Именно так. И в какой‑то момент у меня, действительно, промелькнуло сомнение, возникло некоторое столкновение с самой собой: «Хватит ли сил?» А потом так села, подумала: «А почему я не смогу? Смогу! И дети смогут!» Так, плечом к плечу, мы и начали потихоньку «пританцовывать», а затем и выступать — первый раз выступили, второй… А потом нам настолько понравилось, что мы стали с танцами ещё и путешествовать.
Во всех своих номерах «озорные и великолепные» танцуют именно сами. Без чьей‑либо помощи. И это, по словам Ирины Богатых, наверное, главный принцип «звёздного» коллектива — самостоятельность.
– Пусть наши танцы выглядят совсем не идеально, — говорит Ирина, — но если детям нравится — всё! Пусть наслаждаются творчеством. Танцевать — это же так круто…
Сама Ирина танцует с четырёх лет — она выпускница знаменитого ансамбля «Дружба».
– Для меня танцы уже давно стиль жизни, — признаётся Ирина. — Без танцев себя просто не представляю! А ещё это такая энергия позитива и добра, которой обязательно хочется поделиться.
Если ребёнок, по словам хореографа, в силу своих особенностей пока не готов танцевать один, если ему тяжеловато, потому что занятия всё‑таки групповые, а детей много и в моменте каждому уделить внимание не всегда получается — родительская поддержка всегда приветствуется.
– Родители у нас вообще самые лучшие, — улыбается Ирина. — На фестивале, например, в танце «Миттельшпиль» дебютировали две мамы — «шахматные королевы». И с этой ролью, как и подобает королевам, справились на отлично.
– А тьюторы, студенты-волонтёры, которые занимаются хореографией… Такие помощники вам нужны?
– Если бы они к нам пришли, было бы прекрасно! К сотрудничеству мы готовы. Но таких помощников найти не так просто… Надо, чтобы человек, действительно, этого хотел и, допустим, не ушёл через неделю или месяц. Потому что дети — они ведь привыкают, открывают своё сердечко. Случайный попутчик — не вариант.
Поэтому приходится иногда раздвоиться, растроиться — особенно в поездках бывает сложновато. Но опять же спасают родители наших ребят, которые во всём помогают и ездят вместе с нами. Мы давно уже как одна большая танцующая семья…
Возраст участников коллектива «Озорные Великолепные Звёзды» — от 6 до 18 лет.
– Если ребёнок открыт и хочет танцевать — мы берём всех, — говорит художественный руководитель. — Недавно вот к нам пришли две девочки, которым больше 20 лет. Дети разные — у кого‑то синдром Дауна, у кого‑то другие ограничения, например речевые, у кого‑то аутизм. Но у каждого свои способности.
И внутри танца, в сюжете эти способности, по словам хореографа, приходится «моделировать и режиссировать». Потому что кто‑то «любит бегать, постоянно прыгает, кувыркается», а кто‑то более медленный.
– Под каждого подбираются роли, — говорит Ирина Богатых. — И получается картина, где важны все краски.
– Так и сочиняются танцы?
– Да, именно так, — улыбается. — Иногда бывает, что какая‑нибудь идея неожиданно приходит во сне. Но, на самом деле, очень важна насмотренность. Чем больше мы с ребятами путешествуем, общаемся с другими коллективами — тем больше черпаем идей. Появляется задумка? Крутим её, вертим, адаптируем под свои возможности.
– Сейчас модно говорить об инклюзии, о том, что её необходимо внедрять…
– Это, действительно, часто звучит, — соглашается Ирина Богатых. — И даже на одном конкурсе было выездное путешествие, нам как‑то сказали, что мы «занимаемся ерундой» — работаем в неправильном направлении.
– Это почему?
– Потому что у нас все танцоры с ОВЗ. Мы же «Озорные Великолепные Звёзды»… А надо «развивать инклюзию». И когда, отталкиваясь от этого резкого мнения, мы слегка «оглушённые» поехали выступать дальше, уже в другой город, и встретились с другими коллективами, то, к счастью, поняли — это лишь «одно мнение».
И, например, в Москве мы познакомились с коллективом «Танцующий дом», в котором более 250 особенных детей! Мы были у них на мастер-классе. Они, конечно, очень крутые ребята. Но это значит, что и нам есть куда расти!
А по поводу «внедрения инклюзии» — пытаемся создать творческое пространство, где будет комфортно творить, общаться и просто жить… Наши дети — они, действительно, живут в танце. Перевоплощаются. Для них это такая «волшебная реальность».
– Конечно, выступать на сцене ребятам тоже бывает непросто, — говорит Ирина. — Мы много работаем. На занятиях — дисциплина, но обязательно есть моменты, и их много, когда мы просто смеёмся, шутим. А иногда и плачем вместе.
– Занятия как‑то меняют самих детей?
– Дети становятся… — Ирина подбирает слово, — мягкими. Если так можно сказать, у них начинает абсолютно по‑другому развиваться голова. Ведь мы работаем одновременно руками и ногами — нейропсихологические упражнения выполняем. Учимся на ходу считать. А кто‑то учится и говорить. У нас в коллективе, например, есть мальчик. Он три года называл меня «Галя». Хотя я вроде как Ира… И я никак не могла понять, кто такая Галя? Почему он так ко мне обращается? Всё время спрашивала, но «секрет» он не открывал. И однажды на концерт пришла его мама вместе с другой женщиной: «Познакомьтесь, Ирина, это Галя». Оказалось, так зовут бабушку мальчика.
И всё это время он называл мне имя дорогого для него человека, хотел счастьем своим поделиться — рассказать о бабушке… А я не догадывалась. И вот недавно он впервые назвал меня по имени: «Ира». Я настолько растрогалась, что тут же заплакала. А он подошёл и обнял.
Безусловно, развитие наши танцоры получают не только благодаря танцам. Но, возможно, танцы помогают раскрепоститься. Есть, например, дети, которые вначале очень зажаты. Приходят и стоят тихонько в уголке. А потом начинают повторять движения. Начинают доверять и понимают, что «здесь всё по‑доброму» — учиться легко и просто. И никто тебя за это ругать не будет. А когда ребёнок чувствует себя успешным и счастливым — он же раскрывается как цветок.
– И начинает тянуться к солнцу…
– Да, наши дети очень открыты! Они учатся чувствовать друг друга, учатся дружить. Если, например, какой‑то ребёнок во время занятия не может идти один по кругу — другой подойдёт и обязательно возьмёт его за руку.
– Поэтому для меня инклюзия — это делать мир чуть добрее, — говорит Ирина Богатых, — учиться принимать людей, несмотря на их особенности и возможности здоровья. Все мы разные, но мы так много можем — петь, рисовать, танцевать… И просто улыбаться друг другу. И я на сто процентов убеждена, что именно эту добрую энергию надо продвигать. Я, например, обожаю снимать наши выступления, выкладывать везде, публиковать… Но иногда бывает, что даже друзья спрашивают: «Ира, зачем тебе это нужно?» А я просто давно стёрла эту границу.
Она автоматически у меня пропала. И если мы куда‑то с моими ребятами идём вместе, нам не требуются какие‑то дополнительные условия для выступления. Мы просто приходим и начинаем танцевать.
– И приглашаете других танцевать вместе с вами?
– Это обязательно! Чтобы барьеры, которые в головах, — исчезали. И семьи, где, возможно, есть такие же «великолепные и озорные» дети всех возрастов, — не боялись. Не думали, что остались в этом мире одни. Это не так. Давайте общаться, дружить и танцевать вместе…