Феномен Ломоносова — не случайная вспышка появления гения. Это прямое, закономерное и ярчайшее явление на уникальной поморской земле. Как утверждал славяновед В. И. Ламанский, «в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями» для появления такого титана мысли.
ДНК свободы
Чтобы понять Ломоносова, нужно понять, чем было Поморье в XVIII веке. Это не крепостная Центральная Россия. Север был деятельным, экономически успешным и свободным краем. Здесь жили «черносошные крестьяне» — потомки вольных новгородцев, не знавшие рабства помещичьей барщины. Они были «государевыми», а не хозяйскими, что рождало совершенно иной тип личности — предприимчивой, независимой, суровой и «умевшей за себя постоять».
Этот «независимый дух поморов, естественно, вошёл в кровь и плоть молодого Ломоносова». Его отец, Василий Дорофеевич, не был «простым рыбаком». Он был хозяином «новоманерного гукора» (судна водоизмещением около 100 тонн), на котором вёл торговлю и промысел.
С десяти лет Михайло уходил с отцом в море. Белое море, Соловки, Кольский полуостров, Баренцево море — эти морские странствия (исследователи насчитали до 7000 км его юношеских плаваний) стали «колыбелью характера» будущего учёного.
Суровый быт, тяжёлый морской промысел, где требовалась не только сила физическая, но и духовная, постоянная смертельная опасность выковывали то, что Плеханов позже назовёт «благородной упрямкой», а мы сегодня зовём «упрямкой поморской». Это сплав смелости, невероятного трудолюбия и упорства в достижении цели.
Врата учёности
Вольный дух рождал и невероятную жажду знаний. Поморье было краем «почитания книжного». Грамотность здесь была не роскошью, а производственной необходимостью: нужно было вести торговые дела, разбираться в картах-лоциях, знать навигационные приборы.
Поэтому когда юный Ломоносов сел за книги, это были не только Псалтырь и часослов. Его знаменитые «врата учёности» — это прежде всего «Арифметика» Магницкого, которая, по сути, была энциклопедией знаний о механике, навигации и физике, и «Грамматика» Смотрицкого. Он впитал знания, которые давали ему книжная культура старообрядцев и суровая практика морских походов.
Эта «поморская упрямка» и ДНК свободы позже проявятся во всём. Они помогут ему дойти до первопрестольной, выдавая себя за дворянина, поступить в академию. Они превратят его в «буйного помора-северянина», который бился за свои идеи и принципы с невероятной страстью. Особо проявилось это в его борьбе с авторитетными немецкими академиками.
Когда Герард Миллер представил свою диссертацию о «происхождении имени и народа российского», сводя всю историю Руси к призванию скандинавских варягов, именно Ломоносов не мог стерпеть унижения «любезного Отечества». В пику Миллеру он выдвинул свою теорию. И дело было не только в науке, но в первую очередь защите русской идентичности, которую в него заложил вольный Север.
Как Север определил науку
Север не просто воспитал характер Ломоносова — он стал важнейшей частью его научной и государственной работы. Природа Поморья стала его первым учителем. Она ставила перед Михайлой первые научные вопросы: почему полыхает северное сияние? Почему приливы сменяются отливами? Почему и как образуется лёд из воды?
На эти свои «детские» вопросы академик Ломоносов найдёт ответы и обгонит время на сотни лет. В ноябре 1753 года он выступил со своим знаменитым докладом «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, предложенное от Михаила Ломоносова». В этом докладе, который он озвучил на русском языке, впервые была изложена разработанная им строго научная материалистическая теория атмосферного электричества, которая, по утверждению современных специалистов, в своей принципиальной основе вполне соответствует современному представлению об этих явлениях.
В этом труде он впервые в мире выскажет гипотезу об электрической природе северного сияния — то, что наука сможет доказать лишь спустя два столетия.
Важнейшим делом его жизни, его государственной страстью стал Северный Ледовитый океан.
В 1755‑м он пишет «Письмо о Северном ходе в Ост-Индию Сибирским океаном». Спустя восемь лет Ломоносов представляет в Морскую российских флотов комиссию проект экспедиции Северным морским путём, озаглавленный «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию». Эта одна из наиболее замечательных книг русской полярной литературы была издана лишь в 1847 году.
Это был первый в истории научно обоснованный проект освоения Северного морского пути. Он обобщил практический опыт поморских мореходов, который впитал с детства. Он первым дал научную классификацию полярных льдов, разделив их на «сало», «ледяные поля» (стамухи) и айсберги.
Он первым описал их динамику, указав, что льды движутся под влиянием течений и ветров. Он предсказал существование островов в центре Арктики и «открытого полярного моря» (свободных ото льда пространств).
Именно в споре об Арктике состоялась его вторая великая «дуэль» с Миллером. После Великой Северной экспедиции Миллер вынес вердикт: Северный океан непроходим. И снова восстал Ломоносов. В нём взыграл «помор в себе». Он доказывал: путь осуществим. Но для этого нужны знающие люди, поморы.
По его настоянию была организована секретная экспедиция под руководством капитана первого ранга Василия Чичагова. Ломоносов помог морякам оснаститься по последнему слову техники. Но в подготовку экспедиции он вложил и весь свой личный опыт хождения по студёному морю с отцом. В своих инструкциях он требовал набирать «лучших торосовщиков» (мастеров ледовой проводки) из Архангельска, Мезени и с побережья Белого моря. Людей, которые «к стуже и нужде терпеть привыкли», умеют ходить на лыжах, знают, как спасаться от цинги (он особо прописывал в рацион морошку и сосновую водку).
Экспедиция целей не достигла. Но след оставила, а главное — идея северного пути продолжила свою жизнь. В том же 1763 году Ломоносов произнёс свою самую знаменитую, провидческую фразу: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».
Он заложил и научно укрепил арктический вектор развития России на 300 лет вперёд. И нет ничего удивительного, что именно Архангельская область, наша земля, сегодня становится главным центром сохранения памяти и наследия Михаила Ломоносова.
Поморье как стратегический центр
Пророчество Ломоносова не осталось лишь громкой фразой в учебниках истории. Сегодня, в XXI веке, оно стало прямым руководством к действию, а Архангельская область — родина учёного — из мемориального «места рождения» превратилась в главный в России центр сохранения, изучения и, что важнее, развития его колоссального наследия.
Память о Ломоносове в Поморье сегодня — это не просто памятники и музейные залы. Это уже целая система, охватывающая науку, образование, культуру и государственную стратегию.
В ноябре 2021 года, когда отмечали 310‑летие со дня рождения Ломоносова, впервые в Архангельской области проводил выездное заседание президиум Российской академии наук. Это было не формальной демонстрацией почёта к великому земляку, но началом стратегического партнёрства. Губернатор Александр Цыбульский и президент РАН академик Александр Сергеев подписали соглашение о взаимодействии в научной и инновационной деятельности.
От колыбели до научного центра
– Ломоносов — ярчайший пример интеллектуального могущества. Земля, которая стала родиной этого человека, для всех учёных, представителей сферы образования и культуры остаётся сакральной. Глядя на паломничество в святые места, иногда задумываешься: было бы правильно, если бы родина Ломоносова — Архангельская область и Холмогоры — удостаивалась такого же внимания людей, для которых наука и Ломоносов — святые понятия, — отметил тогда Александр Сергеев.
Места памяти о Ломоносове на Севере сегодня активно модернизируются, превращаясь из статичных экспозиций в «точки роста». В планах правительства области — разработка комплексного проекта культурного и туристического развития родины Михаила Ломоносова.
Сердце наследия — Куростров. Историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова в селе Ломоносово переживает период модернизации. Рядом развивается культурно-туристический проект «Ровдина Гора», посвящённый традиционному судостроению.
Духовная связь. В Холмогорском округе, в древней столице Двинской земли, особое внимание уделяется сохранению Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Поэтапная реставрация этой обители, где по пути в Москву юный Михайло остановился и служил псаломщиком, находится под патронатом губернатора Александра Цыбульского.
Городской центр. В Архангельске «ломоносовский» маршрут охватывает весь город. В Гостиных дворах, где в таможенных книгах сохранились автографы 13‑летнего Ломоносова за 1725 год, действует Ломоносовский зал. Его центральный экспонат — макет первой в России химической лаборатории.
«Штаб» наследия. Координирующую роль взял на себя научно-образовательный центр «Ломоносовский дом» в Архангельске. Он организует конференции, выставки и курирует съёмки научно-документальных фильмов о Поморье, таких как «Совершенный мир Михайло Ломоносова» (2022) и «Мезенка. Царица белых берегов» (2023). И, конечно, имя учёного носит флагман науки региона — Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ).
От чтений до научно-театрального фестиваля
Архангельская область доказала, что наследие Ломоносова — живая материя, важная и интересная нынешним поколениям. Для этого традиционные форматы дополняются самыми современными.
Традиция и современность. Ежегодные Ломоносовские чтения — уже более полувека главное событие в день рождения учёного — 19 ноября. Их темы напрямую связывают гений Ломоносова с вызовами времени: «Во имя Отечества: Родина Ломоносова — на страже России» (2024) или «Встречь солнцу» — арктический вектор России» (2025).
Искусство и наука. По-настоящему новаторским событием стал «Ломоносов Фест». Фестиваль, стартовавший в 2023‑м, в этом году стал самым масштабным за свою историю и получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Он объединил 17 театров из восьми регионов России и Абхазии, а также уникальную режиссёрскую лабораторию, где режиссёры и драматурги искали новые театральные формы вместе с учёными из САФУ.
Национальный охват. Областная акция «День с Ломоносовым», организованная библиотекой имени Добролюбова, в 2025 году вышла далеко за пределы региона. На участие в ней подана 141 заявка, в том числе от библиотек Крыма, Башкортостана, Приморского края и Ненецкого автономного округа. Архангельск здесь выступает как всероссийский методический центр.
Ломоносовы XXI века: образование и наука
Одно из главных дел жизни Ломоносова — воспитание новых поколений русских учёных. И главная задача, которую решает регион сегодня, — создание «социальных лифтов» для юных талантов, повторяющих стремления великого земляка.
Путь в МГИМО. Ярким проектом стала региональная телевизионная олимпиада «Наследники Ломоносова». Уже несколько лет она служит отборочным этапом для всероссийской телевикторины «Умницы и умники», открывая одарённым школьникам Поморья путь к лучшим вузам страны, возможность побороться за приоритетное поступление в МГИМО.
Премия для молодых. По инициативе губернатора Александра Цыбульского в 2021 году была учреждена специальная премия имени М. В. Ломоносова для молодых учёных в возрасте до 35 лет. Она стала важным инструментом стимулирования инновационной деятельности и частью общей стратегии развития образования и науки в Поморье. В 2024 году лауреатами стали не только «классические» учёные, но и практики: коллектив СГМУ — за симулятор для обучения кардиохирургов, инженеры «Севмаша» — за метод испытаний слипа, аграрии — за технологию контроля качества молока холмогорской породы, а также Северный русский народный хор — за сохранение традиций.
Звезда будущего. Новый импульс наука и образование должны получить в результате создания кампуса мирового уровня «Арктическая звезда». Важно, что главная цель этого передового центра образования и науки — ускорить практическую реализацию научных открытий и изобретений. Очень «ломоносовская» цель. Михаил Васильевич при всём масштабе своих научных изысканий в основе своей работы всегда полагал практическую пользу Отечеству. А его желание воспитывать наших учёных, развивать российскую науку — это в современной интерпретации и есть тот самый технологический суверенитет.
Не зря же, говоря об атмосферном электричестве, он особо подчёркивал, что в своей теории он Бенджамину «Франклину ничем не обязан», всё у него «собственное и новое».
От патриотизма до Арктики
Вся эта работа — не набор разрозненных мероприятий, а часть единой стратегии, превратившей наследие Ломоносова в стратегический ресурс развития.
На упомянутом выездном президиуме РАН губернатор Архангельской области Александр Цыбульский заявил: «Вряд ли в истории человечества есть личность, равная по масштабу Михаилу Васильевичу Ломоносову. Поэтому важно, чтобы через его наследие наши дети воспринимали славу и историю России, идеалы патриотизма и преданности Отечеству».
Спустя три столетия родное Михаилу Васильевичу Поморье не просто чтит память о своём великом сыне. Оно воплощает в жизнь его пророчество, вновь становясь точкой, из которой Россия прирастает силой, знанием и Северным океаном.