Насильно переселенные на Север: жизнь спецпоселенцев»

Многие русские, украинские. белорусские крестьяне насильно стали северянами…
Валерий Баринов (зять) и Станислав Любшин (тесть) в фильме «Охота жить» по мотивам рассказов Василия Шукшина «Билетик на второй сеанс», «Осенью», «Охота жить»
1991 год. То, что оставалось от Широкого Дола. Фото из архива Сергея Доморощенова
28 сентября 2025 года. Архангельск. Соловецкий камень – памятник жертвам политических репрессий. Фото Сергея Доморощенова

«Верхи» ломали, «низы» бедовали

До горбачёвской перестройки советским писателям не удавалось сказать напрямую и подробно о крестьянской трагедии 1929 года — начала 30-х годов ХХ века. В основном приходилось только давать понять, что такое было для деревни раскулачивание и переселение работящих людей в места, очень отдалённые от их малой родины. В 1961 году — к удивлению Фёдора Абрамова — впервые опубликована его повесть «Вокруг да около» — о бедст­венном положении колхозного села. Герой этого произведения — председатель колхоза Ананий Мысовский — вспоминает, что в 1930 году он вместе с малограмотным председателем сельсовета за два дня перевернул глухую деревню, и размышляет: может, потому и тяжело сейчас, что тогда было легко?..

В 1971 году впервые напечатан рассказ Василия Шукшина «Билетик на второй сеанс»: раскулаченный в 1930 году тесть Тимофея Худякова — у зятя «последнее время что‑то совсем неладно было на душе», — через многие годы приезжает в родную деревню, чтобы «попроведать… окаянных» родственников, с подачи которых, скорее всего, записали его, крепкого середняка, в кулаки и переселили за Можай.

На «верху» период коллективизации называли временем «великого перелома». В «низах» переживали беду за бедой.

Для части крестьян «за Можаем» — это в пинежско-мезенских специальных посёлках.

«Ленивый сосед накляузничал…»

– В Ульяновской области, в обычном крестьянском доме жили с семьями два брата и две сестры. Братья — Валентин Эмильевич, мой отец, 1907 года рождения, и дядя Александр — 1908‑го. Батраков не держали, работали с раннего утра до позднего вечера. Первой вставала бабушка Лидия Сергеевна — в пять часов, чтобы приготовить завтрак. Хозяйство было лучшим в деревне Большая Мура, — так рассказывал ставший архангелогородцем В. В. Фрейман. — В 1930 году отец лежал в больнице с повреждённой ногой, километров за семь от родной деревни. В местном органе власти маме сказали, что мужа надо срочно вызвать домой. Она написала ему, что зачем‑то нужно ехать поскорей. Он и приехал. Едва ли не тут же его с братом посадили в сани и увезли.

Владимир Валентинович родился в том же 1930 году, вскоре после того, как сослали отца. Матери дали подрастить сына — отправили к мужу через три года, в спецпосёлок Широкий Дол. Там же пришлось жить Александре Дмитриевне Каревой, в прошлом обитавшей в селе Зеленец той же Ульяновской области, а через много лет ставшей жительницей посёлка Пинега. Она рассказывала:

– Перед выселением священник продал отцу новый дом. Чтобы сделать покупку, папа продал лошадь, корову, овец. Денег всё равно не хватало. Тогда он занял их у брата. В хозяйст­ве один телёнок остался. Папа был первым колхозником в селе — первым в него вступил. Но ленивый сосед накляузничал на него: мол, разжился, раз дом новый заимел… Вот и попали мы в список на раскулачивание. Оказались сначала в одном вологодском селе, которое славилось своими церквями. В них мы и жили — женщины, дети, старики (мужчин отдельно везли). Сыро там было, холодно. Дети как мухи умирали, по 30 в день. Годовалый ребёнок брата тоже помер бы, его, бедного, и перепеленать‑то по‑хорошему не могли. Спасибо добрым людям: одна сельская семья сжалилась над нами, под расписку разрешили ей взять к себе «кулаков». Дед хозяев сделал в свободной комнате нары, печку-времянку, так мы и спаслись. А через три месяца увезли нас, «врагов народа», в телячьих вагонах в Архангельск, потом на баржах по Кулою. Мужики в районе деревни Карьеполье посёлки строили.

Вот тебе лопата и 200 граммов хлеба…

На территории тогдашнего Пинеж­ского района было немало спецпосёлков. Те, которые назвали карьепольскими, отличались крайней невыгодностью расположения. Если другие специальные посёлки имели связь с внешним миром посредством грунтовых дорог и рек, то Широкий Дол, Лака, Луков Ручей были отрезанными от него. В трёх десятках километров от деревни Карьеполье, что стоит в нижнем течении Кулоя, по левобережью, за болотами открывалась перед переселенцами очень невесёлая картина: будто высохшие реки и множество сухих притоков; берега сплошь заросли вереском в человеческий рост и карликовым березняком; весь ландшафт сильно пересечён такими долами.

Эти места и пришлось осваивать мужчинам-спецпереселенцам: женщин с детьми, стариков разместили в деревенских домах.

Пригодный для строек лес искали в округе за 20 километров. Прорубали просеки, строили тракт — выход в мир, к Карьеполью. Основными орудиями труда были топор, продольная и поперечная пилы. Другая часть людей готовила пашню для весеннего сева — расчищала землю от пней и кустарника, пытаясь приспособить к земледелию почти безжизненный угол природы.

За лето 1931 года от Карьеполья до посёлков на 26‑й километр (Луков Ручей), 31‑й (Широкий Дол) и 41‑й (Лака) проложили через болота дорогу с бревенчатым настилом. Строили её и подростки. Затем в короткие сроки появились в посёлках добротные бараки, начальные школы, больницы, пекарни.

Очень много жертв потребовали те стройки… Их было бы меньше, если б спецпереселенцев отправили всех вместе. Дорог бы меньше строили. Всех бы на Лаку, там речка. А в Широком Доле едва журчал ручеёк, единственный источник водоснабжения.

Не сохранились вдоль дорог могилы с крестами… Плохо одетые (одежду меняли у местных жителей на еду), далеко не всегда сытые, люди умирали и умирали.

Из воспоминаний Надежды Михайловны Мысовой, осевшей в Пинеге:

— Дорогу от 31‑го посёлка строили и дети — канавы рыли. Мне тогда 13 лет было. Жили мы в палатках. Хлеба получали граммов по 200–300, в зависимости от выполнения нормы. Осенью 1931 года, в начале октября, видим утром: семь верховых спешились и идут к нашим палаткам. Подошли, расспросили, где работаем, чем кормят. Велено нам было сдать кирки и лопаты, выдали по буханке хлеба и отправили в посёлок. Стали нас там кормить в школьной столовой супом, кашей, хлебом. Взрослым норму хлеба прибавили.

Молочная ферма была организована в Широком Доле в 1932 году. Скот пасли по лесам и вырубкам. Берега Дола настолько крутые, что траву для силосования и сено приходилось вытаскивать вязанками.

Гумуса в почве практически не было — моховая подстилка и подзол. Молоко пахло диким луком, которого в том краю много.

Широкодольский колхоз, предшест­венником которого был трудпосёлок, словно в насмешку над спецпереселенцами назвали «Восход». Приглядывал за «Восходом» комендант. Иногда утром на крыльце своего дома он пистолетом поигрывал, когда люди на работу собирались…

Умельцы и мастера

В 1933 году, когда Володя Фрейман попал в Широкий Дол, жить там было уже легче. Жильё — теперь не шалаши, а типовые бараки, каждый на несколько семей, на семью любого количества человек — по комнате. Позади была и цинготная весна 1931 года, которую «кулаки», люди в основном физически крепкие, перенесли без больших потерь. Здесь Володя Фрейман прожил сначала четыре года. Учиться стал в другом пинежском спецпосёлке, в Кокорной, куда отца перевели председателем промколхоза, так как нашли в нём человека не только хозяйственного, но и с твёрдым характером, жестковатой рукой. Тем более что в Широком Доле хозяйство было уже налажено, а в Кокорной, где много людей умерло или сбежало, ещё предстояло наладить. К слову, бежали — кто удачно, кто нет — отовсюду. Кто‑то пропадал в лесу, выбрав неверный путь; кому‑то помогал местный житель, и побег удавался; кого‑то ловили, водворяли на место или убивали. В Карьеполье сохранились воспоминания об издевательских казнях: иной раз заставляли человека забираться на дерево, а потом в «глухаря» стреляли…

– Наш колхоз в гору полез, — стали говорить в Кокорной, в посёлке, находившемся на почтовом тракте Пинега — Лешуконское, в 90 километрах от Пинеги. Он использовал около 100 гектаров пашни, земли, освобождённой от лиственницы и других деревьев. Обладая широкой культурой земледелия, русские (воронежские, тамбовские, сызранские и другие), украинские и белорусские мужики не только выращивали рожь, ячмень, коноплю, но работали и на смолокуренном, дегтярном заводах, в кирпичном, бондарном, столярном цехах, в дубильне, сапожной мастерской, на водяной, а потом ветряной мельнице. Женщины трудились на молочно-товарной ферме. Получали колхозники хорошие урожаи отменной белокочанной капусты, однажды вырастили даже сахарную свёклу. То было натуральное хозяйство на полном самообеспечении. Но поступили в финскую войну заказы на пулемётные сани, а в Отечественную — на тачанки, ладно зробили то и другое.

В 1991 году в разрушенном временем здании правления широкодольского колхоза я нашёл документ: акт отправки в октябре 1941 года в фонд Красной армии «телег на железном ходу — 9 шт., лопат железных — 8 шт., молотков разных — 8 шт., топоров — 8 шт., верёвки хозяйственной — 8 кг…».

(В. В. Фреймана и меня привезли в Широкий Дол на двух снегоходах карье­польские парни Виктор Титов и Альберт Опарин по когда‑то широкой, а тогда узкой, заросшей лесом дороге. Владимир Валентинович не был в посёлке 47 лет… Бледный немолодой человек, безбожник по воспитанию, перекрестился и поклонился Широкому Долу, его людям в пояс.)

Не было в Кокорной, как и в Широком Доле, ни одной семьи, в которой не имелся бы какой‑нибудь умелец, мас­тер. В местных деревнях обходились кичигами и цепами, а в Широком Доле обзавелись молотилкой с конным приводом. Отличный паром из двух плашкоутов у Карьеполья сделали. Однако более или менее нормальную жизнь на суровом месте наладить удалось нескоро.

– В 1938 году собран был хороший урожай. Даже пшеницы немало получили на опытном участке. Вот тогда впервые наелись… — вздохнул Владимир Фрейман.

Председательствовал и Александр Эмильевич Фрейман — в «Восходе», куда входили спецпосёлки Лака и Луков Ручей. В 1941 году, уступив просьбам поселкового медика (женщины не из спецпереселенцев), он распорядился выдать по пуду ячменя тем семьям, детям которых предстояло учиться в семилетней школе села Совполье, расположенного в 76 километрах от Широкого Дола. И привлекли Фреймана к суду, дали три года лагерей — считай, легко отделался.

Александр Фрейман, как и другие переселенцы, стал участником Великой Отечественной войны. На фронт их не брали — по недоверию к ним — только в 1941‑м.

После того как Александра увезли в лагерь, брату велели возвращаться в Широкий Дол на председательскую должность. А в 1944 году в Кокорную переехал весь колхоз: морозом убило всю картошку, людям было бы не перезимовать.

Советские люди…

В 1942–1944 годах Володя Фрейман учился в Совпольской семилетке. В субботу после уроков шесть-семь пареньков и девочек уходили домой за 76 километров. По дороге, которую гатили их отцы. Домой добирались через сутки, переночевав в Карьеполье. Дома отъедались хлебушком (со щавелем) и молоком. Иной раз успевали помочь колхозу и семье: о налогах хорошо знали. В понедельник рано утром отправлялись в школу с едой в котомках. Во вторник успевали на первый урок.

– Самым главным человеком был для колхозников уполминзаг, — вспоминал Владимир Валентинович. — Целые обозы уходили в Карьеполье. А ведь не всегда и картошка вырастала из‑за мороза, когда цвела…

В Совполье ребятам-спецпоселенцам выдавали норму — 120 граммов ржаной клёклой муки. Её проглатывали вместо пряника на пути от магазина до квартиры.

Володя Фрейман, как и другие его сверстники, подрабатывал — за литр молока привозил на санях на ферму самостоятельно заполненную на реке бочку воды, копал солдаткам и хозяйке дома огороды, заготовлял в лесу для них дрова. Такие надо было толстые деревья срубить, чтобы не стыдно было с ними по деревне ехать.

В 12 лет Володя уже колхозную землю пахал. Чтобы отец трудодней не лишил, перепахивал, если брак получался. Но не во время рабочего дня, а после.

– Не было в наше время слово «халтура», и понятия такого не было, — говорил начальник государственно-кооперативного объединения «Архмясоагропром» В. В. Фрейман. — Мы трудились с младых ногтей. В Кокорной была овчарня (около ста голов романовской породы), для которой веточный корм заготавливали мы, ученики начальной школы. В обязанность школьников входил и сбор колосков после уборки ячменя. Эти колоски мололи на крупу и варили в школе кашу в первый день учёбы, что было большим символическим событием.

Относились к детям спецпереселенцев по‑разному. Учителя — сердобольно. Пинежский райком комсомола не принял Володю Фреймана в ряды коммунистического союза молодёжи за фамилию: решили, что он скрывает своё немецкое происхождение, а Фрейманы — из обрусевших латышей по отцовской линии.

– Мы были советские люди, — продолжал воспоминания В. В. Фрейман. — В 1937 году первые выборы в Верховный Совет СССР прошли в Кокорной как праздник. Каждый прихорашивался как мог. Кирзовые сапоги блестели! Немощных избирателей мы, мальчишки, подвозили с шиком на санях к клубу… Сталинщина есть сталинщина, но на советскую власть я не в обиде. Я ведь не только плохое помню…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ