Официальное открытие выставки прошло накануне, где Павел показал также свои журналистские работы, отражающие ауру и нерв времени. И эти фотографии тоже могли бы стать основой для выставки, которая вызвала бы безусловный интерес. Но — увы — помехой всему приставка «бы».
Павел пошёл своим путём, как всегда. В питерском «Фотолюбителе» он купил фотоаппарат Nikon FM, выпущенный в семидесятых годах прошлого столетия, кстати, в отличном рабочем состоянии. В 1990‑е годы репортёрский набор из Nikon F3 со сменной оптикой и вспышкой, каким работал, например, фотокор «Правды Севера» Валентин Гайкин, стоил как автомобиль «Волга». Такой техникой репортёров областной газеты обеспечил учредитель — обком КПСС.
Теперь эта техника стала доступной и для Павла Кононова, перешедшего в разряд фотохудожника. Но также ему надо было найти чёрно-белую плёнку и многое другое, без чего чёрно-белый снимок невозможен, — проявитель, увеличитель, красный фонарь и так далее.
Но главное — он невозможен без людей, которые были бы готовы решиться демонстрировать свои образы широкой публике. И эта тема сложнее, нежели кажется на первый взгляд. Павел говорит, что, по его задумке, это должны быть портреты людей, которых можно назвать известными или определить их как лидеров своих цехов. Если коротко — каждый из них увлечённо и ответственно делает свою работу. В общем, уважаемые трудящиеся, как и сам Павел Борисович.
Есть важный момент. Если фотохудожник делает выставку, на которой представляет красоты природы или диких животных, то ему разрешения ни у кого брать не надо. А здесь необходимо! И может случиться такое: художник видит образ так, а обладатель этого образа с таким видением не согласен. Например, хочется выглядеть привлекательнее.
Но в данном случае Павел сделал правильный выбор: все уважаемые трудящиеся подписали разрешение на демонстрацию своих художественных образов.
Как проходила съёмка, на открытии проекта рассказал Пётр Симаков, генеральный директор издательства «Достояние Севера», внук известных арктических капитанов.
– Чтобы сделать мой портрет, мы отправились на коче на Мудьюг, — рассказал Пётр Николаевич. — На портрете, который попал на выставку, не видно, что мы находимся в море, там просто портрет. Но я целый день сидел на вёслах, и это, конечно, сказалось на общем моём образе.
Над серией своих чёрно-белых фото Павел Кононов работал с апреля по сентябрь 2025 года. На открытии выставки он сказал:
– Портрет — самый интересный жанр фотографии. Чёрно-белая плёночная фотография своей достоверностью и кратчайшим путём прямого оптического построения изображений более всего подходит именно для создания портретов.
Когда Павел Борисович представлял свои журналистские работы перестроечной поры, он сказал, что тогда он как фотожурналист придерживался принципа: «Свободно и ответственно». Потому что от него, фотожурналиста, зависело, какую картину мира увидит читатель.
Этот принцип Павел Борисович сохранил и при работе над серией портретов известных и уважаемых архангельских трудящихся.
Я бы добавила — и талантливо…