От модернизации флота до подготовки специалистов
Стенд Архангельской области посетили заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков и губернатор региона Александр Цыбульский.
По итогам 2024 года Архангельская область перевыполнила установленный Министерством сельского хозяйства России показатель по экспорту продукции агропромышленного комплекса: фактически реализовано продукции на 142,1 млн долларов, что выше плана на 14,5 процента. В этом году уже к концу сентября годовой план перевыполнен на 16,9 процента, что в абсолютных цифрах составляет 145 млн долларов.
Как отметил губернатор, важную роль в системе северного рыболовства играет порт Архангельск, куда заходят суда не только для выгрузки уловов, но и для проведения ремонта и технического обслуживания. Эти работы выполняются на базе АО «Архангельский траловый флот», входящего в состав Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.
– Отрасль динамично развивается за счёт инвестиций в рамках программы инвестиционных квот. Общий объём инвестиций предприятий региона составил около 28,7 миллиарда рублей, создано 388 новых рабочих мест, — сообщил Александр Цыбульский.
Значимое место на стенде занимает продукция Архангельского водорослевого комбината, осуществляющего добычу и глубокую переработку морских водорослей. Объём добычи превышает тысячу тонн в год. Предприятие включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и поставляет ряд специализированных препаратов для нужд обороны страны.
Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев высоко оценил потенциал рыбопромышленного комплекса Поморья и отметил, что федеральное правительство готово поддерживать отрасль и дальше.
С помощью компьютерного зрения
Выпускники САФУ разработали необычный проект сортировки рыбы с применением компьютерного зрения.
Артём Шендрик и Арсений Репин — выпускники направления «Автоматизация технологических процессов и производств» Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ. В настоящее время инженеры-программисты занимаются проектом сортировки рыбы с применением компьютерного зрения в целях импортозамещения текущих решений на рынке рыбообработки.
По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, разработка молодых инженеров новой технологии с применением искусственного интеллекта свидетельствует о высоком качестве подготовки профильных специалистов в архангельской высшей школе.
Кроме того, глава региона обратил внимание на важность подобных отечественных разработок для укрепления технологического суверенитета, в том числе в рыбопромышленной отрасли.
Продовольственная безопасность начинается с причала
Губернатор Архангельской области стал одним из спикеров пленарной сессии форума «Мировое потребление рыбы: стимулы роста, возможности производства».
Основной темой дискуссии стали вопросы приоритетности обеспечения рыбной продукцией внутреннего рынка и развития экспорта.
Как было отмечено, развитие экспорта остаётся одним из важнейших условий устойчивости рыбной отрасли, его доля в отраслевой выручке в целом по стране составляет порядка 70 процентов. Российские рыбопромышленники сохраняют уровень добычи водных биологических ресурсов и объёмы экспорта рыбной продукции даже в условиях закрытия для такой продукции рынка США, введения заградительных ввозных пошлин Великобританией, странами ЕС и иных недружественных действий.
– Ежегодно наши рыбаки добывают около пяти миллионов тонн водных биоресурсов. Таким образом, Россия сохраняет место в первой пятёрке рыболовных держав, — сказал Дмитрий Патрушев, заместитель председателя Правительства РФ. — Благодаря протяжённой морской акватории, богатым запасам и развитой научной базе у нас есть огромный потенциал для дальнейшего наращивания добычи водных биоресурсов.
По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, который возглавляет комиссию Госсовета по направлению «Международная кооперация и экспорт», несмотря на беспрецедентное санкционное давление, рыбная промышленность не просто удерживает позиции, а развивается.
Губернатор подчеркнул, что для Архангельской области рыбная отрасль является не только системообразующей и экономикообразующей, но и социальной.
– Рыбный промысел, как я уже говорил на форуме два года назад, — это часть генокода жителя Архангельской области, — сказал Александр Цыбульский. — В XVI веке именно поморы подарили всему миру искусство промысла в северных морях. Сегодня мы продолжаем сохранять лидирующие позиции по большинству видов северной рыбы. Больше 150 компаний задействованы в отрасли и создают серьёзное экономическое подспорье для региона.
Глава Поморья отметил, что приморские регионы являются узлами, через которые формируются продовольственная безопасность и независимость страны.
– Именно через прибрежные субъекты идут основные потоки рыбной продукции, и от того, как быстро, качественно и эффективно отработают наши северные порты, будет зависеть, в каком объёме, какой номенклатуры и какого качества рыба окажется на прилавках, — подчеркнул Александр Цыбульский. — Хочу заявить тезис, что продовольственная безопасность России начинается не с прилавка магазина, как принято говорить, а с причала вот такого прибрежного субъекта Российской Федерации.
Глава Архангельской области отметил также важность мер поддержки, которые принимаются федеральным правительством и Росрыболовством.
– В первую очередь это инвестиционные квоты, — сказал губернатор. — Когда первый этап инвестквот начинался, десятилетиями шла живая дискуссия. Но результат очевиден: с 2017 года в Архангельской области построено пять новейших судов для океанического промысла, ещё три судна до конца 2026 года уйдут на промысел. Как следствие, повышены производительность труда, безопасность и комфорт моряков. Кроме того, благодаря санкциям большинство судов вернулись на обслуживание в порты России.
По мнению руководителя профильной комиссии Госсовета, динамике экспорта также во многом способствуют государственные меры поддержки: от упрощения экспортных процедур до развития логистики и инфраструктуры. Эти инструменты системно реализуются в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
– Президентом поставлена задача по увеличению к 2030 году на две трети несырьевого неэнергетического экспорта и в полтора раза — поставок сельхозпродукции, где порядка 12 процентов занимает рыбная отрасль. И уже сегодня у нас очень хорошие позиции. Россия — страна-экспортёр номер один по замороженной рыбе. Порядка полутора миллионов тонн ежегодно поставляется на внешние рынки, — сказал Александр Цыбульский. — Перед нами стоят амбициозные задачи, при выполнении которых важно не забывать и о том, что свой внутренний рынок мы тоже должны обеспечивать качественной рыбой.
В логистике Северного морского пути
В границах морского порта Архангельск построят крупный логистический комплекс.
Соответствующее соглашение о реализации инвестпроекта на полях форума подписали губернатор Архангельской области Александр Цыбульский и директор ООО «Багаж», которое относится к Союзу рыбопромышленников «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», Вячеслав Каменный.
Крупный логистический комплекс будет построен в непосредственной близости от рыбного порта — на Маймаксанском грузовом участке Архангельского тралового флота.
Комплекс будет включать в себя неразрывную технологическую связь с причалами АТФ. В его состав войдут холодильные помещения общей вместимостью 25 тысяч тонн для единовременного хранения продукции из водных биологических ресурсов, имущественный комплекс по передержке крабов объёмом не менее 200 тонн единовременного содержания, а также контейнерная площадка на 400 рефрижераторных контейнеров с возможностью технического подключения.
– Инвестиционный проект реализуем в рамках второго этапа программы инвестквот на краба, — сказал Александр Цыбульский. — В настоящее время идёт проектирование крупного логистического комплекса в порту Архангельск. Общий объём инвестиций составит 2,5 миллиарда рублей. С введением нового проекта создадим порядка 80 новых рабочих мест. Проект будет способствовать развитию экспорта живого краба и органично встроится в логистику Северного морского пути.