В Архангельске и в Санкт-Петербурге почтили память легендарного полярного капитана Владимира Воронина

В столице Поморья его юбилею была посвящена научно-практическая конференция — она состоялась в стенах Арктического морского института, носящего имя прославленного капитана.
Капитан ледокольного парохода «Александр Сибиряков» Владимир Иванович Воронин. 1932 год. Из фондов Мурманского областного краеведческого музея. Предоставлено Василием Абрамовским
У памятника на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, на Шуваловском кладбище, в памятном мероприятии приняли участие курсанты колледжа Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. В церемонии участвовали научные сотрудники Государственного музея Арктики и Антарктики и ледокола «Красин», а также капитан ледокола-музея Николай Юшкевич и руководитель Поморского землячест­ва в Санкт-Петербурге Павел Вялых.

Курсанты возложили венок к могиле легендарного капитана и почтили его память минутой молчания. Рядом с капитаном Ворониным нашли свой последний покой и члены его семьи, в том числе сыновья, каждый из которых стал моряком.

Владимир Иванович Воронин родился 135 лет назад, 4 (17) октября 1890 года, на берегу Белого моря, в селе Сумской Посад. С восьмилетнего возраста ходил в море — сначала в качестве зуйка, позже в качестве матроса, штурмана и наконец капитана, как и пятеро его братьев. В 1920–1921 годах он участвует в знаменитых Карских хлебных экспедициях, которые смогли спасти тысячи северян от голода после разорения интервенцией и Гражданской войной.

С 1926 по 1931 год Воронин — капитан ледокольного парохода «Георгий Седов», участник спасения Умберто Нобиле, открытия первой советской полярной станции в Бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа, экспедиции по исследованию Северной Земли. В 1932 году Воронин во главе ледокольного парохода «Александр Сибиряков» впервые в истории проходит Северный морской путь за одну навигацию, что окончательно утверждает первенство советского полярного мореплавания и приводит к созданию Главного управления СМП, долгие годы отвечавшего за развитие арктических территорий нашей страны.

В 1933–1934 годах Владимир Иванович — капитан парохода «Челюскин» и один из ключевых героев Челюскинской эпопеи, окончательно утвердившей за ним звание первого из ледовых «водителей»! Именно ему доверяют самые сложные экспедиции и управление самыми мощными советскими ледоколами. Имя Воронина не сходит с первых полос газет, про него пишут книги и слагают стихи.

В годы Великой Отечественной войны Владимир Воронин как опытнейший полярный мореплаватель руководит лоцманской службой в Архангельске и отвечает за провод союзных конвоев в Белом море. За эту работу в 1944 году он получает второй орден Ленина. Всего он был награждён восемью орденами и множеством медалей. В послевоенное время Владимир Иванович Воронин продолжает активную работу в морях Советской Арктики и возглавляет китобойную флотилию «Слава», работавшую в Антарктиде.

Свой жизненный путь Владимир Иванович Воронин окончил на капитанском мостике флагманского ледокола «Иосиф Сталин» во время сложной проводки очередного каравана судов по морским трассам Северного морского пути.

– Этот день памяти главного полярного капитана современности, который мы провели и в Архангельске и в Санкт-Петербурге — пример правильного сотрудничества, — подчеркнул Павел Вялых, руководитель Поморского землячества в Санкт-Петербурге.

Он отметил особую роль историка и краеведа Василия Абрамовского в организации этих двух торжеств:

– Мы с ним дружим не первый год, объединились мы с ним по принципу любви к Архангельской области. Он очень переживает за сохранение истории нашего края, — продолжил Павел Вялых. — При первом знакомстве с ним меня очень подкупило, что экскурсия, которую он проводил, закончилась продолжительной овацией. И вот с той поры мы постоянно обмениваемся информацией, которая объединяет Архангельскую область и Санкт-Петербург.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Мария ОРЕХОВА. Фото автора