Для жителей Русского Севера это решение прозвучало как признание многовекового труда целых поколений людей, прокладывавших путь на Восток сквозь ледяные моря Арктики.
500 лет назад впервые на государственном уровне была озвучена возможность движения по северным морям в новом направлении. Сегодня эта идея обрела масштабы ключевого федерального проекта. Северный морской путь сейчас — стратегический транспортный коридор России. И начинался этот путь здесь, на поморской земле.
«Интервью», которое изменило всё
Официальная дата начала освоения Севморпути — 1525 год. Посланник царя Василия III к папе Клименту VII Дмитрий Герасимов в разговоре с итальянским гуманистом Павлом Иовием (Джовио) сказал: «Однако достаточно хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несётся в стремительном течении к северу, и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая…»
Эта фраза была опубликована в произведении «Посольство от Василия Иоанновича, Великого Князя Московского, к Папе Клименту VII». Итальянец высоко оценил географические познания и идеи московского посла, называл Герасимова «русским Колумбом».
Сочинение Джовио, судя по всему, прочитали во многих странах. Идею русского дипломата Герасимова услышали в Европе. Британские, голландские и прочие мореплаватели вдохновились идеей добраться до Китая с севера. В «ледовых морях», так с древности называли Северный Ледовитый океан, появились западные суда.
И это одна из причин основания города Архангельска как главного русского порта на севере. Активность западных исследователей сподвигла Москву уделять больше внимания северным территориям, контролировать мореходство и охранять северные рубежи России.
Прошло ещё двести лет, прежде чем Российская империя превратилась в мировую морскую державу. Но именно «интервью» (а по‑русски «беседа», «встреча») русского дипломата в Италии открыло миру Россию как обладательницу «короткого пути» на Восток.
С тех пор интерес к этой идее не угасал. XVII век дал первые крупные арктические плавания, XVIII век — петровскую науку и новые экспедиции, XIX и XX века — академические исследования и торговую практику. Но в каждом из этих этапов прослеживается идея Дмитрия Герасимова, озвученная в 1525 году: Север — не край света, а новые возможности. И тот, кто будет первым на Севере, всегда будет на шаг впереди других.
Первые ледоколы — поморские кочи
Задолго до того, как в столицах осознали значимость северных морей, у нас в Поморье выход в «ледовые моря» был таким же естественным делом, как для крестьянина — пахота. Поморы ходили на промысел рыбы и морского зверя к Новой Земле и Шпицбергену, знали устье Обской губы, открывали новые земли.
Поморские суда «кочи» были настоящим чудом инженерной мысли: округлые обводы, вторая обшивка, усиливающий набор — всё для того, чтобы льды не ломали корпус, а мягко выталкивали судно наверх. Это были первые «ледокольные технологии» России. Позже их изучали кораблестроители в Европе.
Поморы не оставили подробных карт, но создали целую систему лоций — описаний берегов, течений, опасных мест. Эти знания передавались из поколения в поколение. Именно они позволяли двигаться там, где никаких атласов и карт не существовало.
Поморское мореходство можно назвать «тихой» историей освоения Арктики. Оно не попадало в официальные хроники, но именно оно создало основу для великих экспедиций и появления целой плеяды знаменитых мореходов-первооткрывателей.
А привычка поморов к суровому климату, тяга к бесконечному горизонту и открытию новых фарватеров стала частью русской идентичности — того самого «курса через века», который мы отмечаем сегодня.
Первые на Севере
История освоения Северного морского пути подробно описана в многочисленных научных и популярных исследованиях. Но Севморпуть — это не только маршруты кораблей и линии на карте. Это прежде всего люди, чьи судьбы и открытия определяли движение России в Арктике. Учёные и офицеры, капитаны и исследователи, составившие славу России. Многие из них были уроженцами Поморья.
Семён Дежнёв, помор с Пинеги, вошёл в историю как первый мореход, прошедший через пролив между Азией и Америкой ещё в середине XVII века. Именно дежнёвский коч первым обогнул Чукотский полуостров, открыв маршрут, который спустя столетия станет частью общей карты Севморпути. Впрочем, долгое время об этом открытии никто не знал. Только через 80 лет Витус Беринг повторил путь Дежнёва, достиг берегов Америки и официально закрепил новое географическое открытие за своей экспедицией.
В те годы в российской столице уже взошла звезда уроженца Двинского уезда, первого русского академика Михаила Ломоносова. С десяти лет вместе с отцом он ходил на промысел в Белое море — до Соловков. Впечатления детства повлияли и на научные интересы великого учёного. «Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора», — отмечал один из исследователей жизни «мальчика из Холмогор».
В трудах Ломоносова впервые прозвучала мысль о важности Арктики для будущего России. Именно наш земляк впервые предложил использовать термин «Северный морской путь». Его описание льдов стало фундаментом современной гляциологии.
Учёный внимательно изучил результаты Великой Северной экспедиции Беринга. «Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединённая с беспримерной пользой чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку», — писал Ломоносов о значении своей малой родины.
По его инициативе были организованы, скомплектованы и вышли из Архангельска две «секретные экспедиции» на трёх кораблях под командованием российского флотоводца, адмирала Василия Чичагова — они поставили рекорд того времени по продвижению на север на экспедиционных судах.
Полярные исследователи со всего мира стремились в Арктику. Но для нового прорыва нужен был прорыв технологический. Созданный в конце XIX века под руководством полярного исследователя, вице-адмирала Степана Макарова ледокол «Ермак» стал образцом для всех судов ледокольного класса.
И вот уже в 1910 году ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» выходят из Владивостока для того, чтобы описать Северный морской путь и впервые в истории пройти его с востока на запад.
И вновь историю великих открытий определили выдающиеся личности. В 1913 году руководство экспедицией перешло молодому капитану Борису Вилькицкому, «последнему Колумбу Земли», сделавшему последнее в человеческой истории великое географическое открытие — архипелаг Земля Николая II (нынешняя Северная Земля). В 1914 году начался 14‑месячный поход вдоль северного фасада России. Он завершился 110 лет назад в сентябре 1915 года в порту Архангельска. Северный морской путь был пройден, открыты новые острова, проведено множество сопутствующих исследований, написано немало научных трудов.
И если бы не Первая мировая война, как писал знаменитый полярный исследователь Амундсен, «в мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира…»
Прошло совсем немного лет, и уже молодое советское государство вернулось к задачам освоения Севморпути. И вновь среди героев, покорителей Арктики — уроженцы поморской земли. Выпускник Архангельского мореходного училища капитан Владимир Воронин стоял у руля легендарного ледокольного парохода «Александр Сибиряков». На этом судне экспедиция Отто Шмидта в 1932 году прошла Северный морской путь за одну навигацию. Это путешествие доказало: хозяйственное освоение Северного морского пути возможно. Символично, что именно уроженец онежского села Сумской Посад (ныне — в Карелии) подвёл черту многовековой эпопее, начатой кормщиками поморских кочей. А стартовой, но не финальной точкой в истории исследований Севморпути стал Архангельск.
За год до этого, в 1931 году, из Архангельска отправился первый научно-туристический рейс в Арктику на ледокольном пароходе «Малыгин».
На борту находились «звёзды» того времени: американская путешественница, полярный исследователь Луиза Бойд, итальянский аэронавт Умберто Нобиле, полярники Иван Папанин, Владимир Визе, Николай Пинегин. 15 иностранных туристов приобрели билеты на этот рейс в нью-йоркском офисе советского «Интуриста» за валюту. На Земле Франца-Иосифа корабль встретился с немецким дирижаблем «Граф Цеппелин» для обмена почтой и ещё одной компанией деятелей науки и культуры, в том числе знаменитым режиссёром Михаилом Роммом. Ледокол успешно выполнил свои основные задачи и вернулся в Архангельск, сделав столицу Поморья родиной арктического туризма.
Память о подвиге предков
Именно в Архангельске сегодня сосредоточена память об истории освоения Севморпути. Более 40 тысяч экспонатов Северного морского музея рассказывают, как наши предки первыми покоряли Арктику. Среди них — уникальные артефакты, достойные национальных выставок. Подлинные судовые журналы, приборы и лоции, автохромы Николая Пинегина, участника легендарной полярной экспедиции Георгия Седова — первые цветные фотографии Русской Арктики. А ещё оригинальное издание «Морского устава» Петра Первого 1720 года — первый свод правил для русского флота, который не только регламентировал уклад жизни на судне, но и закрепил в сознании многих поколений мореходов их главную особенность — силу духа русского моряка.
Директор Северного морского музея Евгений Тенетов говорит: «Каждый экспонат ценен не только сам по себе, но прежде всего благодаря людям, с судьбой которых они связаны. Это истории людей, которые сами творили историю».
И действительно, Северный морской музей — не просто хранилище ценных экспонатов, здесь юные мечтатели и гости региона впервые слышат дыхание Арктики, а исследователи находят ключ к новым открытиям. Здесь особенно ясно видно, что Северный морской путь — это не абстрактная линия на карте. Это история людей и знаний, бережно собранных и хранимых в Архангельске — городе, где прошлое и будущее Арктики встречаются лицом к лицу.
Лидерство через столетия
Наш Архангельск — город уникальной биографии. Уже несколько веков это северный форпост России. Каждый новый виток отечественной истории лишь подтверждает: без Архангельска Россия не смогла бы закрепиться в Арктике.
Созданный в 1584 году как крепость на Северной Двине, Архангельск вскоре превратился в главный, а точнее, единственный тогда морской порт страны. Сюда приходили корабли из Европы. Россия входила в мировую торговлю именно через Архангельск.
На стыке XVII и XVIII веков на Северной Двине началась Петровская эпоха. Из Архангельска царь Пётр I вышел в свой первый морской поход на яхте, построенной на Соломбальской верфи. Здесь же он принял решение о строительстве русского флота. Первая военная эскадра, первая конвойная операция флота в водах Ледовитого океана, первые транспортные и торговые суда нового типа — всё начиналось в Архангельске. Первая каменная крепость с бастионами — Новодвинская. У её стен одержана первая победа в Северной войне со шведами. Отсюда, с поморских земель, начался петровский поход на Неву и на Балтику.
В последующие века Архангельск получил новую миссию — ворота арктических экспедиций. Из нашего порта уходили на север Седов, Вилькицкий, Шмидт и Воронин. Архангельск стал стартовой точкой знаменитых географических открытий.
Годы Великой Отечественной войны — отдельная героическая страница истории города. 31 августа 1941 года именно в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш», доставивший стратегические грузы в СССР. Балтика и Чёрное море были закрыты войной, вокруг Мурманска шли бои, Владивосток был слишком далеко. Архангельск вновь стал единственным окном во внешний мир. За годы войны Архангельский порт прошли десятки арктических конвоев, миллионы грузов, тысячи танков, самолётов, орудий и машин.
Мужчины ушли на фронт. Им на смену пришли их жёны и дети. В порту они трудились и днём, и ночью, несмотря на постоянную угрозу бомбёжек, холод и голод. Передавая тонны продовольствия фронту, сами жители города сильно голодали. Норма выдачи хлеба в начале 1942‑го сравнялась с нормой блокадного Ленинграда. После города на Неве Архангельск оказался на втором месте по смертности среди мирных жителей.
Поморье выстояло, несмотря на огромные испытания и потери, отдав все силы Победе. Сегодня Архангельск по праву носит звание «Города воинской славы», а память о подвиге его жителей бережно передаётся потомкам.
На новом витке истории
В начале второго тысячелетия большая мировая политика, решения президента России вновь сделали Архангельскую область стратегической точкой роста России. В XXI веке Поморье закрепляет за собой статус главного драйвера развития Российской Арктики.
«Развитие Севморпути справедливо назвали миссией эпохи — и это определение только укрепляется. В этой связи принятое в 2023 году решение Правительства России о комплексном развитии Архангельского транспортного узла укрепляет наше намерение сделать Архангельск одним из опорных портов СМП», — заявил губернатор Поморья Александр Цыбульский.
Как отметил глава региона в своём недавнем Послании депутатам областного Собрания, Архангельск стал единственным портом Арктического бассейна, который показал рост грузооборота в 2024 году. Причём рост этот продолжается: ежемесячные показатели выше прошлогодних на 5–10 %. Особенно динамично развивается контейнерное направление.
«В 2024 году мы достигли рекордных объёмов за последние семь лет — порядка 16 тысяч контейнеров. Основной вклад дал „Арктический экспресс № 1“ — мультимодальные перевозки в Китай по Северному морскому пути».
Неслучайно ключевой стратегический проект области на ближайшие годы — строительство нового глубоководного района порта Архангельск. Он должен обеспечить выполнение президентской задачи по кратному увеличению грузопотока по Севморпути.
Новый транспортно-логистический хаб откроет возможность принимать крупные суда, до 75 тысяч тонн, с осадкой до 14,5 метра и до 5000 контейнеров на борту. Подтверждённый грузооборот — до 25 миллионов тонн в год уже к 2031 году.
500 лет — только начало
История Севморпути — это великая история созидания. От первых поморских кочей до атомных ледоколов, от устных лоций до цифровых навигационных систем. Но в первую очередь это история великого преодоления, ежедневного подвига мореходов, защитников северных рубежей, тружеников верфей, портов и первооткрывателей.
Северный морской путь — стратегический проект, от которого зависит будущее страны. Развитие Арктики и Севморпути — прямая гарантия будущего России как суверенной державы. Ключ к этому будущему — здесь. В Архангельске. На поморской земле.