На выставке проводятся лекции, экскурсии, занятия, творческие мастерские для детей и даже концерты: открытие нового сезона музыкально-тематических встреч в музее было посвящено 115‑летию первой авангардной выставки «Бубновый валет». Последние мероприятия для посетителей, вероятно, состоятся в предстоящую «Ночь искусств» 3 ноября.
О некоторых итогах выставки и современных тенденциях авангардной живописи мы побеседовали с Ольгой Кулешовой, заведующей отделом современного искусства, и Людмилой Паршиной, заведующей экспозицией Усадебного дома Плотниковой.
– Более семи с половиной тысяч человек посетили выставку с июня по сентябрь, — говорит Людмила Паршина. — Много было туристических групп. Примечательно, что москвичи обязательно хотели заглянуть на выставку, чтобы увидеть произведения «своего» художника Аристарха Лентулова, привезённые из Третьяковской галереи.
– Нужна ли столь интенсивная просветительская работа на выставке?
– Конечно, — отвечает Ольга Кулешова. — Среди посетителей всегда есть те, кто настороженно и осторожно относится к авангардной живописи. Тому есть объяснение. Под влиянием тогдашней ситуации художники-авангардисты потом «ушли» в социалистический реализм. Все теоретические труды и тезисы авангарда были забыты на десятилетия. Основная задача экскурсоводов и лекторов сегодня — рассказать об авангардном искусстве так, чтобы оно стало ближе и понятнее зрителю.
– И как воспринимают?
– По-разному: кто‑то очень любит авангардистов, а кому‑то ближе классическое искусство. Как правило, на выставку Шишкина или Айвазовского зритель откликается живо и энергично. На авангардную выставку отклик более спокойный.
– А что не так с авангардом?
– Авангардная живопись не всегда понятна и потому враждебна. У большинства зрителей авангард равен Малевичу с его «Чёрным квадратом». Ну, там какие‑то пятна, полосы, квадраты, треугольники. Однако авангард гораздо шире и глубже, чем такие умозаключения. Он включает в себя очень разные художественные течения и идеи, например кубизм, футуризм, супрематизм и так далее. Но если мы начинаем погружаться в искусство авангарда, надо быть готовыми к диалогу. Вот об этом мы и рассказываем на экскурсиях.
– Что же такого нового придумали авангардисты в искусстве?
– Об этом можно говорить бесконечно, — сходятся во мнении сотрудники музея. — Долгое время русское искусство отражало действительность, следуя определённым «классическим» нормам. Художники-экспериментаторы начала XX века освободили себя от каких‑либо норм и правил, сделав искусство свободным и самостоятельным. Сюжетность, исчезнувшая ещё из работ импрессионистов, не волновала и авангардистов, более того, именно благодаря им появились первые беспредметные — абстрактные — произведения.
– А что появилось ещё?
– Особое внимание к цвету, форме, пластическому языку в целом.
Прежний изобразительный язык уже не работал. Тому способствовал и технический прогресс того времени, и социальные потрясения в обществе. Новая жизнь требовала нового искусства. Художники попытались проникнуть в суть идеи, явления, предмета. Художник Рене Магритт написал картину «Это не трубка», на которой изображена курительная трубка. Надпись на холсте кажется противоречивой, но он прав: это не сама трубка, а её изображение. Авангардисты вывели изобразительное искусство как самостоятельный вид, исчезла его вторичность по отношению к действительности.
– На выставке представлены картины 1910–20‑х годов, а есть ли авангард в современном искусстве?
– Именно этот вопрос часто задают на экскурсиях. Но ответить на него однозначно, наверное, невозможно. Сегодня это понятие — авангард — настолько размыто, что трудно ответить на этот вопрос. Осмысление художниками идёт до сих пор, прямых преемников нет. И что считать современным искусством — тоже вопрос.
Из этого вытекает другой вопрос: что закупать музеям в качестве современного искусства? Картину, написанную полчаса назад в академическом ключе, или картину, написанную полвека назад, но отвечающую на острые вопросы современности? С точки зрения музея, нужно закупать произведения, отражающие переживания современного человека, драму современного мира.
– Но современный мир быстро меняется…
– Да. И потому таких произведений сейчас мало. Кроме того, наметилась ещё одна тенденция: сейчас у изобразительного искусства женское лицо. Придёшь на выставку современного искусства — примерно 70–80 процентов работ представлены женщинами. Мужской энергии в современном изобразительном искусстве не хватает, на мой взгляд.
– Большой ли коллекцией авангардистов обладает музейное объединение?
– Небольшой, но качественной, — продолжает Ольга Кулешова. — Яркий пример — картина Ольги Розановой «Распыление цвета». Розанова — крупнейшая представительница русского авангарда, ничуть не уступающая знаменитому Малевичу. Долгое время к её работам относились как к искусству, не имеющему художественной ценности, сегодня её произведения «разбросаны» по музеям и частным коллекциям. «Распыление цвета» — настоящий шедевр беспредметного искусства, написанный за год до смерти художницы. Сегодня он чаще экспонируется на выставках столичных музеев, чем в Архангельске, хотя, безусловно, достоин постоянной экспозиции.
Людмила Паршина добавила:
– Стоит сказать, что этой небольшой выставкой в Усадебном доме Плотниковой мы влились в общемузейную авангардную волну: в Русском музее сейчас проходит выставка «Наш авангард», в Третьяковской галерее — «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика», в Музее русского импрессионизма недавно закончилась выставка «Русские дикие».
– А были ли, может быть, какие‑то открытия на выставке?
– Не открытия, но загадка, — так скажем. Например, работы художницы Аделаиды Бенинг, в которых чувствуется рука большого мастера. В коллекции музея четыре произведения этого автора. Они поступили к нам из частной коллекции с упоминанием о том, что Бенинг была ученицей Пабло Пикассо. Однако нет совершенно никаких сведений ни о таком мастере, ни о человеке вообще. То есть существовала ли Аделаида Бенинг на самом деле — сегодня большой вопрос…
Напомним, 18 октября посетителей Усадебного дома Плотниковой ждёт интереснейшая лекция Ольги Кулешовой «Самолёт + конь + точка =?». Это будет вторая лекция цикла «Русский авангард — игра без правил». По выходным дням и по средам проводятся экскурсии по выставке авангарда «Бубновый валет».