Архангелогородку сразу после прилета в Турцию отправили в спецприемник, а потом депортировали обратно в Россию. Оказалось, что срок действия ее загранпаспорта не имел необходимого «запаса» и истекал через короткое время после окончания поездки. Об этом сообщает «Российская газета».
Расстроенная гражданка решила, что виноваты в случившемся сотрудники турагентства, которые готовили пакет документов для перелета, трансфера и заселения в турецкий отель, но не обратили внимания на срок действия ее загранпаспорта.
Вот важные аргументы судов, которые могут помочь гражданам не попасть в подобную ситуацию. Суды подчеркнули, что между турагентом и пострадавшей гражданкой был заключен договор, по условиям которого она получила комплекс услуг, в который входили поездка в Турцию, отель и трансфер.
— По закону продажа турпродукта без передачи оператором сведений о туристе в единую систему электронных путевок запрещена, — уточнили в суде.
Туристка, судя по материалам дела, сама оплатила тур — более ста тысяч рублей и приобрела авиабилеты. В России есть закон «Об основах туристской деятельности в РФ». По статье 10 этого закона одним из главных условий договора являются сведения о туристе «в объеме, необходимом для реализации туристского продукта». И в том же законе запрещена продажа этого туристского продукта без передачи туроператором сведений о туристе в единую информационную систему электронных путевок. Требуются имя, фамилия, дата рождения; гражданство; сведения о документе, удостоверяющем личность. Если сведения представлены не в полном объеме, электронная путевка не формируется.
Значит, фирма обязана была убедиться, что с документами все в порядке. Но турагент, «зная о сроке действия заграничного паспорта истца менее 120 дней, при этом в выездных документах указал иную дату истечения срока действия заграничного паспорта». Это означает, что турагент не уведомил туриста о правилах въезда в страну, в том числе об условии относительно срока действия его паспорта. И уже все это является нарушением статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
Вывод суда — в условиях, когда потребитель — объективно слабая сторона в отношениях с турагентом, он был введен в заблуждение.
В итоге суд взыскал с турагента стоимость путевки, перелета, неустойку, компенсацию морального вреда и «потребительский» штраф в размере половины присужденного.