Журналисты, которые на обоих островах работают в пресс-туре северодвинской компании «Модерн-Медиа», рассказывали «Правде Севера», как он проходил в прошлые годы и в нынешнем сезоне. Сегодня — слово Дмитрию Трубину, автору идеи симпозиума, заслуженному художнику России.
– Дмитрий, первые симпозиумы прошли в Крыму, а лишь спустя время стали проводиться на Соловках. Почему начали не с Белого, а с Чёрного моря?
– То есть почему движение началось с юга на север? Мой друг Дмитрий Данилов, предприниматель, вместе с Игорем Гуровым и Валерием Митропольским приобрели в Новом Свете гостиницу, а рядом с ней чудесный парк, и, вообще, места там замечательные. В этих местах, кстати, снимался старый советский фильм «Три плюс два». И мне там всё страшно понравилось. Поначалу мы стали туда ездить с женой и с дочкой, а они тоже художники. Ездили, рисовали. Но я всё‑таки человек достаточно коллективный, для меня очень важен дух товарищества. И я предложил Дмитрию Данилову приглашать художников на пленэры, где мы пишем все эти красоты и оставляем по холсту в фонд будущей галереи.
– То есть такое сотрудничество было интересно и художникам, и бизнесу?
– Дмитрия эта идея заинтересовала как элемент развития туристического бизнеса, да и просто из того же чувства товарищества. И я сразу позвонил своим друзьям в Москву — двум совершенно противоположным, но фантастически гениальным художникам. Это Василий Власов и Владимир Наседкин. И озадачил их — пригласить художников, которые могли бы украсить нашу компанию. Они, конечно же, отозвались, и я им очень благодарен за то, что они познакомили меня с художниками, которых до этого я не знал. Это великолепные мастера Сергей Брюханов и Михаил Тихонов. Гениальная Татьяна Баданина, Марина Щелокова, Елена Утенкова, Анатолий Горяинов, другие московские художники, а также Владимир Мигачев, который приехал из Краснодара. Собралась довольно большая компания. Изначально мы предполагали, что это будет пленэр, но тут же переименовали его в симпозиум современного искусства.
– По какому принципу подбирались и подбираются участники вашего симпозиума?
– Это серьёзные художники с биографиями и ярким творческим путём. Пять из нас члены Российской академии художеств, несколько заслуженных художников России, Крыма и так далее. То есть это весьма титулованные мастера. Потому что я озабочен тем, чтобы оставить в коллекции наших меценатов работы превосходных художников. На определённом этапе к нам подключился и Александр Пономарёв, потрясающе гениальный художник, который делает огромные инсталляции и объекты по всему миру. С нами в Крыму он провёл два симпозиума. Мы добавляем людей только по рекомендациям кого‑нибудь из членов нашей команды. Нам также важно, чтобы этот человек был не только талантливый и известный художник, но и чтобы он влился в наш коллектив, был своим. Ведь для нас очень важно общение. Это же симпозиум.
В нашей команде все люди в возрасте, мне 64 года, но я один из самых молодых, а, например, Геннадию Самойлову, он председатель Тверской организации Союза художников России, исполнилось 75 лет. В общем, это художники, которые имеют за плечами огромный жизненный опыт и путь в искусстве. Это думающие художники с собственным мировоззрением, и других в нашей группе нет. И каждый из них строит свой собственный мир. Да, это может быть кому‑то непонятно, не очень интересно, но это всё неважно. Это великолепные художники. Важно помнить, что изначально была идея собрать блестящих художников, которые способны создать очень интересную коллекцию. И она уже получилась.
– Известно, что все художники из вашей группы пишут картины, объединённые одним девизом. Почему?
– Потому что все участники симпозиума находятся в одинаковых условиях, которые я продумывал и разрабатывал. По приезде в гостиницу они получают акриловые краски, потому что у масляных есть запах, а мы никому не должны мешать, холсты, которые у всех одинакового размера. А перед поездкой в группе в соцсетях мы обсуждаем девиз будущего симпозиума. Самый первый прошёл под девизом «Арт-Сокол» и был посвящён самой высокой горе в Новом Свете. Под девизом «Арт-стена» мы писали Генуэзскую крепость, которая находится в Судаке. Были девизы «Арт-море», «Арт-берег» и другие. Мы все пишем на одну тему, но, разумеется, все по‑разному, и это очень интересно. Каждый год мы издаём каталог наших работ, намереваемся издать большой, посвящённый десятилетию симпозиума.
Василий Власов, лидер движения «Книга художника», предложил делать книгу, посвящённую каждому нашему симпозиуму в одном экземпляре. И мы все вместе делаем такую книгу, которая потом попадает в музей «Книга художника» в Москве.
Чуть позже к нам присоединился прекрасный гравёр-художник Андрей Лахно из Краснодара, который предложил делать ещё и тиражную книгу художника, но уже с гравюрами. И каждый из нас режет гравюру на тему симпозиума. Потом Андрей печатает всё это и делает тираж книги, соответствующий числу художников, участвующих в симпозиуме. И это страшно интересно! Кто‑то из художников никогда не делал гравюры, а здесь обрёл новый опыт.
– Как возникла идея соединить при помощи кисти художника Чёрное и Белое моря?
– Когда в Крыму мы провели несколько симпозиумов, Дмитрий Данилов предложил сделать симпозиум и на Соловках. Там мы провели уже четыре симпозиума. И это тоже очень интересно, особенно крымчанам — они попадают в совершенно иной мир.
– Девиз нынешнего симпозиума — «Чёрное-Белое», что особенно подчёркивает связь двух морей. Более того, художники изображали Крым в чёрном цвете, что кажется рискованным. Кругом такое буйство красок! Почему вы приняли такое творческое решение?
– Крым мы ведь тоже писали в цвете все предыдущие годы. В красках его рисует множество тех, кто называет себя художниками-пленэристами и кто — увы — часто путает красоту и красивость. Поэтому мы решили, что нужна некая аскеза, которая поможет посмотреть на Крым в ином свете во всех смыслах. И это получилось.
А на Соловках мы пошли ещё дальше — и стали работать под девизом «Край белого». То есть решили показать Соловки, Север как место белое, чистое, этакий край белого и света, и цвета. И решать такую задачу для художников было также очень интересно.
– Художники — люди творческие, со своими амбициями. А тут одновременно собралось больше десятка именитых мастеров. Как насчёт соперничества?
– Нет у нас никакого соперничества. Тем более что мы не выбираем лучшую работу симпозиума. И как её можно выбрать? К тому же мы не в том возрасте, чтобы соперничать и что‑то кому‑то доказывать. Просто радуешься за людей, когда видишь, как интересно они работают. У нас собралась очень дружная компания, мы вместе поём песни, читаем стихи, приглашаем к себе поэтов, музыкантов. Такая хорошая богемная история.
– В этом году и в Крыму, и на Соловках во время проведения симпозиума работали молодые художники из Санкт-Петербурга. Вы как‑то с ними взаимодействуете?
– Дело в том, что у нас нет никакого взаимодействия, уж слишком разнятся наши задачи и устремления, да и творческий и жизненный опыт весьма различен. Конечно, они могут приезжать, ходить на пленэры, писать свои этюды. Но у нас, как я сказал, своя задача, и мы её решаем по‑своему и именно той творческой группой, которая уже сложилась.
– У вас есть какие‑то пожелания для себя, ваших друзей-художников и меценатов?
– Хотелось бы, чтобы это длилось как можно дольше, чтобы мы могли создать собрание работ, которые останутся и будут формировать вкус будущих поколений. А для этого есть все предпосылки.