В Архангельском театре кукол премьера — «Бегемот-невидимка»

По словам режиссёра Анастасии Крюковой, спектакль предназначен для семейного просмотра, поскольку в нём поднимается сов­сем непростая тема сегодняшнего дня
Главное – чтобы Бегемот поместился в ванну
Гоше хочется внимания не только Мамы, но и девочки из садика
«Бегемот‑невидимка» – добрый комедийный спектакль

Пьесу «Бегемот-невидимка» написала Мария Зелинская совсем недавно. Пьеса попала в шорт-лист лаборатории драматургов «Маленькая ремарка» в 2023 году и читалась на фестивале театрального искусства для детей «Арлекин».

Главный герой — мальчик Гоша, он живёт с мамой, которая напряжённо работает на удалёнке и потому сыном у неё нет времени заниматься. Она бесконечно «сидит» в гаджете или отвечает по телефону. Поэтому неудивительно, что она не сразу замечает, что в её квартире появился огромный говорящий Бегемот.

«Смотреть и видеть — две большие разницы. Иногда люди делают вид, что смотрят, а на самом деле занимаются какими‑то своими делами, которые совсем тебя не касаются», — такие совсем недетские слова говорит дошкольник Гоша в спектакле.

Честно говоря, посыл в спектакле очевиден. Одиночество ребёнка при занятых родителях со времён Карлсона и Малыша не изменилось, а может, усугубилось. И воображаемый друг всё-таки лучше, чем ничего. Правда, в архангельском спектакле некоторая назидательность пьесы умело снимается актёрами.

Ещё одна особенность архангельского спектакля: в зоопарк мальчик с мамой не ходили, как в пьесе. Всё действо разворачивается в комнате, где павлин — это пышное растение в горшке, лев — перина, а бегемот — старый ковёр.

– Сверхзадача спектакля — спровоцировать родителей на диалог с ребёнком, — говорит режиссёр. — На тему того, как мы видим друг друга. И как это важно — видеть человека, понимать его желания, его мечты. Да, у нас действо помещается в рамках квартиры, с помощью воображения ребёнка оживают предметы в комнате. Этим мы хотим подчеркнуть, что не так много надо, чтобы у ребёнка разыгралось воображение, главное — родителям принять его игру, подыграть ему, уделять внимание игре. В жизни такой игровой среды часто не хватает детям в отношениях со взрослыми…

Надо сказать, Анастасия Крюкова работает с Архангельским театром кукол впервые и, вообще, «Бегемота-невидимку» в других театрах не ставила. Но именно спектакль Анастасии Крюковой — победитель спецпроекта Большого детского фестиваля 2024 года, который называется «БДФ Питчинг». Вернее, спецпроект представляет собой конкурс творческих идей, адресованных театру для детей и взрослых. И таким образом он был выбран для постановки в Архангельском театре кукол.

– В нашем спектакле так решено, — продолжает режиссёр, — что мальчик загадывает желание, чтобы все люди вокруг смотрели и видели и чтобы никому не было одиноко. Его Мама наконец увидела этого Бегемота, а что в финале — зрители узнают, посмотрев спектакль.

Надо сказать, что режиссёр уже обращалась к непростой теме отношений взрослых и детей. Недавно она поставила спектакль для подростков и их родителей «Мам, ну не читай!» в Луганском театре имени Михаила Голубовича.

– Рождение спектакля — это всегда процесс, — завершила разговор Анастасия Крюкова. — Это как ребёнок, который родился, развивается, растёт. Возможно, первые показы — рождение спектакля, этого малыша, который только-только встал на ноги. Впереди его жизнь, и, думаю, он тоже будет расти вместе с архангельским зрителем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА. Фото автора