В Москве вышло издание басен Крылова с иллюстрациями архангельского художника

В московском издательстве «Ламартис» увидело свет подарочное издание «Басни» И. А. Крылова с рисунками Дмитрия Трубина, заслуженного художника России
Так выглядит подарочное издание басен Крылова с иллюстрациями Дмитрия Трубина
У сильного всегда бессильный виноват…
А вы, друзья, как ни садитесь…

В представлении книги говорится, что это коллекционное издание, выпущенное тиражом всего сто экземпляров: «Элегантный переплёт книги украшен тиснением золотой фольгой и блинтовым тиснением, а также шёлковыми капталом и ляссе. Форзацы выполнены из дизайнерской бумаги, что придаёт изданию особую атмосферу изысканности».

Это не первое подарочное книжное издание, которое вышло с иллюстрациями Дмитрия Трубина. В том же издательстве появился двухтомник «Похождения бравого солдата Швейка», который в нынешнем году был отмечен на Международном конкурсе книжной иллюстрации и дизайна «Образ книги». Архангельский художник стал лауреатом в номинации «Иллюстрации к произведениям художественной литературы».

И вот новое подарочное издание — с баснями Ивана Крылова. Что кажется несколько неожиданным. Первый вопрос Дмитрию Трубину — почему он решил взяться за эту работу?

– Во-первых, начнём с того, что я к басням вообще неравнодушен. Равно как и к сказкам — там есть где развернуться художнику, поиграть формой и так далее, — пояснил Дмитрий Владимирович. — То есть это очень благодатный материал. В 1995 году я делал рисунки к басням Сергея Владимировича Михалкова. Потом в 2007 году иллюстрировал басни Эзопа. И вот сейчас вышли басни Крылова с моими рисунками. То есть я к этому шёл целенаправленно. А вообще, басни Крылова люблю с детства. Можно сказать, что я отдаю долги Ивану Андреевичу.

– Ваши иллюстрации выглядят весьма экспрессивными, более того — они полны драматизма. Не к такому Крылову мы с детства привыкли…

– Смех Крылова, в общем‑то, серьёзный, тяжёлый. И человек он тоже был тяжёлый, своенравный. Во всяком случае, я так его понимаю и транслирую. И это мой Крылов. Кто не согласен — есть другие художники, которые тоже делали иллюстрации к его басням. Художник ведь никогда ничего не навязывает, он делает то, что любит.

– Басни Крылова иллюстрировали многие художники, конечно, среди них есть талантливые работы. Но в основном их рисунки красочные, забавные, весёлые. И такие книги прежде всего адресованы детям. Во всяком случае, мы так привыкли считать.

– Крылов изначально басни писал не для детей. Крылов писал для взрослых людей, для людей, понимающих смыслы, чтобы воспринимать его произведения. Он не был лёгким писателем.

Как я уже сказал, это был тяжёлый человек, который без особой радости смотрел на этот мир. При этом, дейст­вительно, он остаётся в народной памяти как добрый дедушка Крылов, который трескал блины и сочинял весёлые басенки. А на самом деле, это был человек весьма сложной судьбы и сложный в общении, много чего любивший и много чего не любивший. И он писал вот эти вот свои прекрасные вирши далеко не для того, чтобы кого‑то повеселить, особенно детишек.

Ещё Крылов в совершенстве владел эзоповым языком. Его произведения нужно читать между строк, нужно переносить это на современную жизнь. И тогда ты поймёшь, что Крылов современен и его надо воспринимать таким, каким он был — болеющим за человека малого и сирового. А не так, что он развлекал дворян в их салонах какими‑то побасенками.

– А эзопов язык нам близок во все времена…

– Но не всегда мы его понимаем, когда это касается Крылова. Чтобы понять глубину его произведений, надо их перечитать во взрослом возрасте, это будет совсем другое восприятие, нежели в детстве. Взрослый человек прочитает и скажет: «О, какие тут безд­ны‑то, оказывается!»

– Как вы считаете, принял бы сам Крылов такой взгляд на своё творчество, которое вы предлагаете посредством своих иллюстраций?

– Считаю, что я попал в Крылова. Я уважаю его как писателя и не допускаю мысли о легковесности его иллюст­рирования. Я считаю, что это глубокий поэт. Поэтому я сделал такие эстетские иллюстрации — это некое погружение в вечность, потому что у меня все персонажи становятся памятниками. То есть это не просто фигуры, а уже отлитые монументы. Мне радостно, что, во всяком случае, такого Крылова ещё не было и я внёс свою лепту в осмысление его творчества.

– Книга «Басни» подарочная, и она вышла тиражом всего в сто экземпляров. Не жаль, что её увидят лишь немногие?

– Да, мне жаль, что книга вышла в таком варианте, когда её не сможет приобрести каждый, кто этого захочет. Над этой книгой я работал три года, и на неё обратило внимание издательство «Ламартис», которое специализируется на малотиражных дорогих книгах. Поэтому там она и вышла в таком подарочном формате.

– Мы как‑то говорили с вами, что книга снова будет лучшим подарком, но весьма дорогостоящим. Ведь сам текст любого произведения можно прочитать в интернете. А книга — это совсем иное явление. И там художник играет ключевую роль. Это время уже приходит?

– Если книга хорошо сделанная и изданная, то это как бы её некий пропуск в вечность. Тот, кто приобрёл эту книгу, никогда её не выбросит в мусорную кучу, как часто поступают с книгами. Он будет ею наслаждаться, показывать своим гостям. Это как дома держать настоящую картину, а не репродукцию. К тому же иметь дорогую книгу в собственной библиотеке — огромное удовольствие. Во всяком случае, когда я попадаю в дома, где есть подобные книги, конечно, я с удовольствием их смотрю. При этом листаю очень осторожно. Я иногда даю книгу и забываю предупредить, как нужно её листать. И люди чуть палец не слюнявят, чтобы перевернуть страницу. С такими книгами так обращаться нельзя. Это ещё и огромное уважение к самой книге.

– Кто покупает подобные книги? Мы же привыкли, что люди с деньгами книгами не особо интересуются…

– На самом деле, интересуются. Есть определённый круг коллекционеров, людей, ценящих хорошую книгу. Есть люди, собирающие всё, что делаю я, то есть мои личные коллекционеры. Они есть и в стране, и за рубежом. Эта книга переживёт владельца, её можно передавать по наследству. И она тоже некий скол нынешней культуры.

– У вас есть любимая басня Ивана Крылова?

– Я знаю наизусть порядка двадцати его басен. Притом никогда их не учил — ни в школе, ни когда стал взрослым. У Крылова лёгкое стихосложение — его басни запоминаются сами по себе. И какую‑то одну выделить не могу. Главное — Крылов очень современен. Просто обхохочешься со слезами на глазах, до чего он современен. Конечно, через Крылова я свидетельствую о времени — ничего же не изменилось на самом деле. Рак пятится, как всегда, назад, а щука тянет в воду. Мартышка всё так же возится со своими очками. Моська всё лает на Слона. Волк точно так же пожирает ягнёнка и так далее, и так далее…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО, фото предоставил Дмитрий Трубин