Речь идёт о сыщиках!
Накануне праздника Рождества Богородицы
21 сентября 1994 года Архангельск был потрясён циничным, наглым, а главное, удавшимся разбойным нападением на старейший храм Архангельска. Это единственный в городе храм, который никогда не закрывался, — Соломбальский храм святителя Мартина Исповедника. Бандиты не просто похитили уникальные чудотворные иконы, они, словно насмехаясь над всеми, выбрали особую дату для верующих, напав на храм в ночь на праздник Рождества Богородицы, похитив в том числе и образ покровителя и защитника нашего города — Архангела Михаила. Это было прямое оскорбление всему городу, власти, горожанам…
Слухи о разграблении старейшего храма Архангельска мгновенно расползлись по городу и приукрашивались невероятными подробностями. В средствах массовой информации и в городе говорили, что милиция работала плохо, не справлялась с валом преступности, а многие стражи порядка давно «снюхались» с бандитами. Таков был тогда информационный фон в отношении правоохранительных органов. Но если хотя бы часть из того, что писали о милиции тех лет, была бы правдой, государство давно бы рухнуло под тяжестью всеобщей криминализации.
Соломбальский храм святителя Мартина Исповедника с более поздним приделом святого апостола Иакова Алфеева до революции именовался морской кладбищенской церковью. Датой его закладки является 4 июня 1803 года. Многие знают, что старинная городская, как её называют в народе, Соломбальская церковь, находится в самом центре большого городского кладбища, на котором испокон веков хоронили и простолюдинов, и знатных: заслуженных горожан, моряков, священнослужителей, купцов, инженеров, ссыльных… Место это полно истории. Храм окружали старые деревья, в ночное время он был плохо освещён, а с городом его связывал лишь тонкий воздушный телефонный кабель. Всем этим и воспользовались бандиты.
Входная дверь, ведущая в храм, была выломана самым варварским образом. Злодеи явно поработали ломом или монтировкой, но и в этом случае крепкая, обитая железом дверь, видно, сдалась не сразу, и преступникам пришлось немало повозиться.
Богатый иконостас, гордостью которого были более чем метровые храмовые иконы в серебряных окладах, зиял непривычными пустотами, а кругом валялось битое стекло. Бандиты в спешке не церемонились в обращении с уникальными культурными, религиозными ценностями. Огромные, тяжёлые храмовые иконы поддевались монтировками и выламывались из киотов, стекло киотов разбивалось, а сами киоты либо ломали, либо сбрасывали на пол. Кругом валялись свечи, подсвечники, церковная утварь.
В углах, на скамейках тихо плакали старушки-сторожа. Именно им пришлось встретить лицом к лицу этих посланников тёмных сил…
С шваброй на бандитов
Накануне большого церковного праздника несколько старушек, возраст которых был весьма почтенный — от 75 до 85 лет, остались на ночь в храме, чтобы успеть подготовить его к праздничной службе. Около трёх часов ночи они услышали странную возню на крыше храма, глухой звук шагов. Насторожившись, долго прислушивались, стараясь понять, откуда исходят эти странные звуки. Открыть дверь храма и посмотреть, что происходит, с улицы, они не решились, ибо освещение было крайне скудное. Посему, заключив, что это мог быть ветер, они решили попить чайку. Но не успел засвистеть электрический чайник, как входные двери содрогнулись от мощного удара. Кто‑то страшный и неизвестный ломился в храм. Старушки закричали, забегали, бросились к телефону. Но тот предательски молчал. Телефонный провод, который соединял церковь с городской линией, был испорчен.
Бабушки вспомнили, что, если подняться по лестнице наверх, на колокольню, можно ударить в набат, поднять всю округу. Они бросились по лестнице на колоколенку, но верхний люк не поддавался. Теперь спасения не было. И женщины, которые в своей жизни повидали много чего, приготовились к самому страшному. Никакого оружия, кроме молитв, у них не было.
Изрядно повозившись, злодеи всё же открыли дверь и ворвались в храм. Как описали их до смерти напуганные старушки, больше всего они походили на демонов. Именно так они и запричитали, увидев фигуры во всём чёрном. Их лица были скрыты чёрными масками. В руках одного был ломик-монтировка, другой держал в руках нож. «Демоны» кричали что‑то страшное и угрожающее, чего‑то требовали. Но слов от страха и переживаний было не разобрать. Лишь одна из женщин, видимо, сохраняя присутствие духа, замахнулась на них длинной шваброй с мокрой половой тряпкой на конце, но тут же получила сильный удар в лицо, упала, закрыла лицо руками, застонала.
С остальными сторожами злодеи не церемонились: они наносили им удары, потом приковали наручниками к батарее, несмотря на то что отопительный сезон уже начался и батареи были горячими, чем причиняли женщинам дополнительные страдания. Потом заклеили всем рты скотчем, завязали глаза и приступили к своему чёрному делу.
Разграбление храма, его исторических, культурных, религиозных ценностей продолжалось около часа. Напоследок бандиты пригрозили, что если сторожихи попытаются освободиться или начнут кричать, они вернутся и разобьют им головы. После чего всё стихло. И до утра, до самого своего освобождения, старушки вынуждены были с огромным усилием воли терпеть и ждать. Утром всех спас дворник, который в день большого церковного праздника пришёл пораньше.
«Иконы вернулись в храм!»
Архангельская пресса во всех деталях описывала это циничное преступление, оскорбившее всю общественность Архангельска. К примеру, такой заголовок на первой газетной полосе: «Ограблен храм в Соломбале!» И подзаголовок: «Крупнейшая кража в истории области! Преступники похитили 16 ценнейших икон древнерусского искусства!» С понятным сочувствием описывали потерпевших: «заплаканные лица прихожан», «измученные пытками восьмидесятилетние бабушки» — и безжалостными, хлёсткими ярлыками в адрес правоохранителей: «растерянные» и «бесполезно суетящиеся милиционеры»… Все эти статьи буквально били по нервам обывателей и безжалостно хлестали по щекам «растерянных» милиционеров.
Архангельские сыщики за один месяц раскрыли, возможно, самое циничное преступление в криминальной истории Архангельска. Следы преступников вели далеко за пределы области. Необходимо было не только вычислить заказчиков, организаторов, исполнителей дерзкого налёта, но, главное, вернуть ценнейшие исторические реликвии в храм. Действовать нужно было максимально осторожно, чтобы до последнего, решающего момента не дать бандитам повода избавиться от великого исторического наследия нашего города.

Прошло ровно 30 дней, когда наши сыщики смогли представить перед счастливым взором священнослужителей, прихожан, всей общественности города все 16 похищенных икон в сиянии их серебряных окладов. Драгоценные реликвии вернулись в город. Город Архангела Михаила.
На следующий день все ведущие печатные издания города и области на первых страницах опубликовали фото возвращённых храму икон, счастливого отца Алексея, настоятеля храма, и главных героев дня — архангельских сыщиков.
Так, передовицы наших газет радовали горожан своими заголовками на первых страницах, где сообщалось: «Иконы вернулись в храм!», «Раскрыта крупнейшая кража в истории области».