В России начали действовать новые меры против телефонных аферистов

С 1 сентября начали действовать сразу несколько новых мер, направленных на борьбу с телефонными мошенниками
Иллюстрация Яна Мальцева

Все эти меры призваны в первую очередь разрушить методы и сценарии, которыми пользуются телефонные аферисты. Подробнее об изменениях рассказал управляющий Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Блок.

«Вторая рука» в помощь

Ключевой алгоритм, на котором выстроены практически все мошеннические сценарии, — попытка запугать человека и через сильные эмоции «отключить» критическое мышление. В ситуации стресса далеко не каждый может руководствоваться разумом и логикой. Жертвы мошенников действуют под своеобразным гипнозом. Помочь в этой ситуации и вывести человека из‑под воздействия мошенников может, например, своевременная поддержка близкого человека.

С 1 сентября появилась ещё одна возможность для этого — «сервис второй руки». Контроль над банковскими операциями теперь можно доверить родственнику или хорошему знакомому. У этого человека будет право подтверждать или отклонять денежные переводы, если они покажутся ему подозрительными. Подчеркну, при этом у помощника не будет доступа к счёту и права на самостоятельные операции.

Эта мера позволит защитить от мошенников наиболее уязвимых граждан, в первую очередь пожилых людей, а также усилить родительский контроль за переводами подростков, которых могут вовлечь в мошеннические схемы.

На подтверждение или отклонение операции даётся 12 часов с момента уведомления. Инициировать подключение сервиса может только сам клиент. Способ и условия подключения услуги каждый банк определяет самостоятельно. Если клиент откажется от услуги, то банк отключит её не сразу, а в течение 24 часов. Это снизит риск отключения сервиса «второй руки» под влиянием мошенников.

Время на размышление

Ещё один барьер для мошенников — «период охлаждения» при выдаче кредитов и займов. С начала осени потребительские кредиты и займы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей будут доступны не сразу, а спустя 4 часа после подписания кредитного договора. Если же сумма кредита или займа превышает 200 тысяч рублей, то и «период охлаждения» увеличивается до двух суток.

Важно, что в этот период человек вправе отказаться от заёмных денег. То есть даже попавшие под влияние аферистов северяне смогут обдумать свои действия. Передышка даст возможность принять взвешенное решение и своевременно отказаться от оформленного под влиянием эмоций или мошенников кредита.

Добавлю, что период охлаждения не будет действовать для кредитов и займов размером до 50 тысяч рублей, а также для целевых кредитов — на приобретение недвижимости или автомобиля в салоне, на оплату образования, на рефинансирование.

Также отсрочка не коснётся тех случаев, когда человек лично запрашивает кредит на товар или услугу в магазине, клинике или другом месте. Здесь риск мошенничества минимален: заёмные деньги сразу поступают на счёт продавца товара или услуги.

«Охлаждение» наличных

В ряде мошеннических схем аферисты убеждают северян снимать наличные в банкоматах. Теперь банки обязаны проверять, не находится ли снимающий наличные средства клиент под влиянием мошенников, а также не совершает ли эту операцию вместо него злоумышленник. Банк России определил девять признаков, которыми будут руководствоваться кредитные организации.

Если операция соответствует хотя бы одному из критериев, банк немедленно сообщит об этом клиенту и на 48 часов введёт временный лимит на выдачу наличных денег в банкомате — до 50 тысяч рублей в сутки. Способ информирования предусмотрен договором клиента с банком. Как правило, это СМС-сообщение или пуш-уведомление.

А снять более крупную сумму в этот период можно в отделении банка.

Среди признаков возможного мошенничества — нехарактерное для человека поведение при снятии денег. Банк будет учитывать непривычное время суток, нетипичную сумму или местонахождение банкомата, а также запрос на выдачу средств несвойственным способом — например, если человек всегда пользовался обычной картой, а сейчас пытается снять деньги по QR-коду или виртуальной карте.

Ещё один признак: наличие у кредитной организации информации, что как минимум за 6 часов до операции у человека изменилась активность телефонных разговоров, выросло количество СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.

Банк может решить, что клиент находится под влиянием злоумышленников, если он снимает деньги в течение 24 часов после оформления кредита или увеличивает лимит на выдачу наличных, в том числе по кредитной карте, а также переводит на свой счёт более 200 тысяч рублей по СБП со своего счёта в другом банке либо досрочно закрывает вклад на аналогичную сумму.

В перечне подозрительных признаков также смена номера телефона для авторизации в интернет-банке, получение информации (в том числе от операторов связи) о том, что изменились характеристики телефона, с помощью которого клиент снимает деньги, или наличие на его устройстве вредоносных программ.

Конечно, полной надёжности не гарантирует ни один метод. Но известно: чем больше времени проходит с момента, как человек попал под влияние мошенников, тем больше вероятность, что он вырвется из их рук.

Собственно, именно на это и направлены новые, серьёзные и многофакторные, меры против мошенников. Возможно, кто‑то сочтёт их излишне строгими. Но в случае угрозы мошенничества и потери денег выбор между комфортом и безопасностью кажется очевидным.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.