Как с помощью маленьких шагов помочь ребёнку найти интерес к учёбе?

Откуда берётся мотивация, как соз­дать ситуацию успеха и почему иногда так важно вовремя «переключить мозги» – разбираемся вместе с детским нейропсихологом Еленой Кузьменко.
Принцип нейропсихологии: от простого – к сложному
Игра – это мотивация, развитие и возможность стать дружнее

Разговоры о важном

– Ко мне на консультации нередко обращаются родители с жалобами: «Ребёнок ленится! Не хочет учиться, не слушается, не садится за уроки…» И приходится объяснять, что причина часто совсем не в лени, — говорит Елена Кузьменко, — а в особенностях развития мозга ребёнка, в слабой мотивационной базе.

Начинать формирование такой базы, по словам нейропсихолога, надо как можно раньше — лучше с самого рождения. Петь малышу колыбельные, читать сказки, знакомить с окружающим миром, водить в театр… И постоянно поддерживать в нём желание познавать — это и есть основа для развития.

– С ребёнком очень важно разговаривать, — поясняет Елена Кузьменко. — Не только о том, «что ты сегодня в садике кушал» и «с кем играл», а проявлять внимание, искренний интерес к его чувствам, переживаниям — обсуждать вместе какие‑то истории, события, которые происходят в его маленькой жизни.

На такие разговоры, качественное общение, по словам нейропсихолога, выделять надо минимум десять минут в день. Это не только формирует привязанность, укрепляет детско-родительские отношения, но и расширяет кругозор ребёнка.

Вопрос на засыпку

– Сегодня многие специалисты отмечают: в детской речи почти исчезли прилагательные, — говорит Елена Кузьменко. — В основном присутствуют сущест­вительные, местоимения, глаголы: «Он пошёл… Я пришёл». Почему ребёнок не использует прилагательные? Маленький словарный запас, с ним мало говорят — не сформирована «привычка интересоваться».

Как её сформировать? Отправились, например, родители с пятилетним малышом в зоопарк. И не просто рассматривают вместе с ним зайца, а рассказывают что‑то новое — где зайцы живут, чем они питаются, когда меняют цвет своей шубки, какие у них бывают детёныши…

Многие дети даже в начальной школе, я с этим часто сталкиваюсь на диагностике, не знают, например, что детёныш лошади — жеребёнок. Не говоря уже про детёныша овцы — это, вообще, вопрос на засыпку! Когда задаю его, наверное, только один из двадцати детей вспоминает про ягнёнка.

В садике, к сожалению, сейчас тоже нет программ, которые бы настолько развивали детей. И появляется проблема — тут «не научили», там «на разговоры» времени не хватило… Проще дать телефон в руки, включить мультики. Вот и поговорили. И откуда возьмётся мотивация? Мозг малыша устаёт, речевого развития нет. У меня в практике было несколько случаев, когда детям вот так вручали гаджеты в полтора года. И уже в два диагностировали задержку психического развития.

Через «форточку»

– Мозг ребёнка особенно пластичен до трёх лет, — отмечает Елена Кузьменко. — Это как «распахнутое окно» — вложить можно очень много, в том числе и для формирования мотивационной базы. А вот после семи лет «окошко» постепенно закрывается и остаётся, скорее, «форточка». Безусловно, ещё можно коррекцию внести, но сделать это уже сложнее.

Время — особая ценность, тем более когда речь — про развитие ребёнка. К сожалению, родители не всегда задумываются об этом. Спохватываются, приводят ребёнка на консультацию в 5–6 классе, а «форточка» уже прикрыта, период упущен — база не сформирована.

По словам нейропсихолога, часто и от родителей будущих первоклассников можно услышать: «Зачем нам диагностика? Мой ребёнок к школе готов — читать и считать умеет!» Но подготовка — это всё‑таки про другое.

– Сможет ли ребёнок сохранять внимание на уроке? Есть ли у него сосредоточенность? Это, кстати, частая проб­лема: дети сегодня «не умеют» сосредотачиваться, — констатирует Елена Кузьменко. — Нет у них такого опыта — дома дети избавлены от домашних обязанностей.

Готовность к школе, отмечает нейропсихолог, это также про соответствие определённым возрастным нормам.

– В шесть лет дети уже знают своё имя, отчество, фамилию, день рождения, — перечисляет Елена Кузьменко. — Знают, как зовут родителей, могут наз­вать свой адрес. Различают цвета, формы, умеют пользоваться ножницами… Если родители видят, что «чего‑то не хватает», то не стоит выжидать, терять время — идите к специалисту.

«У меня получается!»

Диагностика, по словам нейропсихолога, даёт возможность выявить как сильные, так и слабые стороны в развитии ребёнка. И подтянуть их с помощью различных методик — через игры, упражнения.

– Например, уже в три года малыш должен уметь хорошо ловить мяч ладошками, — поясняет Елена Кузьменко. — Но если в шесть-семь лет пальчики слабые, как ребёнок будет в школе писать?

Принцип нейропсихологии: от простого — к сложному. Если чувствуете, что вашему ребёнку сложно справиться с заданием — отступите на два шага назад. Создайте ситуацию успеха — дайте ребёнку упражнение, игру уровнем проще. Образно говоря, не надо заставлять биться головой о высокую планку — пусть вначале ребёнок эту планку просто перешагнёт: «У меня получается!» И затем постепенно усложняем задание.

Ещё одна причина, влияющая на мотивацию, по мнению нейропсихолога, — родитель для ребёнка должен быть авторитетом. Речь про уважение, ценность взрослого для ребёнка и про послушание. Как всё это «привить и развить»? Не подкреплять негативное поведение.

– Распространённый пример — малыш капризничает, требуя телефон, — говорит Елена Кузьменко. — Мама первые три минуты стойко держится: «Нет, я не дам!» Но потом, сдаётся: «Забирай! Только не ной!» Всё. Ребёнок понял: «Это работает! Я теперь буду всегда так себя вести, буду этим пользоваться…» Авторитет родителя падает.

Улёгся на пол в магазине? Стучит ногами: «Хочу звездолёт!» Не покупайте. Спокойно объясните, что сейчас «ты себя плохо ведёшь». Отвлеките, дайте возможность успокоиться, но не поощряйте. Не позволяйте добиваться чего‑то криками и истериками. Если мама сказала «нет» — это значит «нет».

По правилам

– Важно научить ребёнка правилам, — говорит Елена Кузьменко. — Это формирует произвольную регуляцию — способность адаптировать своё поведение. Игры по правилам, соблюдение режима дня, какие‑то правила, принятые в семье, а также формирование социально-бытовых навыков: прибрать игрушки, вымыть за собой чашку, тарелку… Ребёнок научится контролировать себя в быту — будет уметь контролировать и свои эмоции. Легче будет организовать и замотивировать себя.

Но, по словам нейропсихолога, не стоит забывать и о том, что мозг «любит вкусняшки, а не приказы».

– Важно активировать зону радости у ребёнка, подкрепляя его положительное поведение, — поясняет Елена Кузьменко, — даже если ещё не всё получается, но ребёнок старается, прикладывает усилия — обязательно отмечайте, хвалите!

Похвала — это не только слова, но и поощрение, совместное времяпрепровождение: вместе куда‑то сходить, съездить, прогуляться, чтобы получить яркие эмоции. Конечно, зачастую родители и так планируют выходные, чтобы провести их с пользой, с детьми. Но можно поступить чуть хитрее. Заострить внимание: «Знаешь, сынок, ты так старался всю неделю…» — и использовать поход в детский парк, который был запланирован, в качестве подкрепления положительного поведения.

Дети любят настольные игры. Но часто ли мы играем вместе? А ведь это тоже про мотивацию, развитие и про возможность стать ещё дружнее. Самые простые игры легко придумать вместе. Например, поиграть «в слова». Арбуз какой? Полосатый, красный, вкусный… Или из одного слова составить много других. Кто придумает больше?

«Не стоять над душой»

Пожалуй, один из самых частых вопросов, который задают родители: «Делать ли уроки с детьми?» Если ваш ребёнок в первом, втором классе, то функция регуляции, контроля и программирования своих действий у него ещё не развита. Конечно, ребёнку надо помогать. К третьему классу, как правило, ситуация меняется — появляется больше самостоятельности.

Но бывает, что даже в пятом, шестом классе дети не садятся за уроки сами — созревание запаздывает. Ребёнок испытывает дефицит внимания, отвлекаемость большая. Он физически не способен себя организовать. И ему тоже надо помочь. Но не делать уроки за ребёнка. Это его ответственность. Иногда, чтобы поддержать, достаточно просто быть рядом.

В детской просьбе: «Мама, ты посидишь со мной?» — по словам нейропсихолога, заключается особое значение. Визуализация, осознание того, что «мама рядом», — воодушевляет, вселяет уверенность, мотивирует. Мама при этом может заниматься своими делами, например, готовить на кухне, а ребёнок сидит неподалёку и читает учебник. Задача родителей, подчёркивает нейропсихолог, «не стоять над душой», а помочь ребёнку самому захотеть учить.

– Нет энтузиазма браться за уроки? Не ругайте за «лень», не транслируйте и не приумножайте раздражение, — говорит Елена Кузьменко. — Предложите доброжелательно: «Давай сейчас сделаем домашнее задание, а потом вместе с тобой пойдём…»

Используйте мотивацию и, опять же, создавайте ситуацию успеха — большую задачу лучше дробить на подзадачи. «Быстро иди делать уроки!» — для ребёнка это может прозвучать как: «Иди построй дом!» Но с чего начать? Поэтому строим постепенно — по кирпичикам. Маленькая подзадача решена? Хватило ресурса, сил — ребёнок почувствовал себя успешным, поднялся сам на первую ступеньку. Молодец! И так, вверх по лесенке, шагаем дальше к главному результату.

Включаем «лампочку»

Развитие идёт через обучение. Важно постоянно узнавать что‑то новое, подчёркивает нейропсихолог. Но мозгу также нужен ресурс. Если мозговая активность падает, он просто «не может» думать. А думать ему надо не только про «письмо и чтение», а за всё жизнеобеспечение организма. Как взбодрить мозг? Необходима подзарядка.

– Прыжки, приседания, пальчиковая гимнастика, упражнения с мячом — любые движения, — говорит Елена Кузьменко. — Раз — и «лампочка» загорелась. Иногда, чтобы взбодриться, достаточно пары минут.

Почему гиперактивные дети совершают так много движений? Мозг быст­ро утомляется. И движениями они себя на неосознанном уровне бодрят. То есть срабатывает природная компенсаторика. Но и «обычному» ребёнку можно и нужно использовать такую компенсацию.

Если переключать мозг правильно и вовремя — дела пойдут успешнее. Ребёнок будет меньше уставать. А не так, что сидит Андрюша битый час над учебником, подпирает голову с трудом, а мама настаивает: «Не выйдешь из‑за стола, пока задачку не решишь!»

Строение мозга у ребёнка такое, что он физически не способен долго удерживать позу. Один из верных признаков, что ребёнок устал — он начинает ёрзать на месте. Его бы понять, пожалеть, а это воспринимается как непослушание: «Хватит вертеться!» Но повертеться иногда очень даже полезно.

Перед тем как сесть за уроки, предложите ребёнку выполнить небольшую физразминку. Решил задачку — попрыгал, сделал пальчиковую гимнастику. Есть много упражнений, позволяющих быстро переключиться. Затем вновь взялся за уроки. Через какое‑то время опять — встал, побегал. И так постепенно работоспособность будет увеличиваться, промежутки между подзарядками уменьшаться, а мотивация — крепнуть.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ, Фото из архива Елены Кузьменко