Анатолий Иванович участвовал в событиях, которые становились знаковыми для страны. А свою трудовую биографию начинал с того, что строил первую в СССР атомную подводную лодку «Ленинский комсомол». Анатолий Громогласов прошёл путь до генерального директора производственного объединения «Арктика». Работал первым секретарём горкома Северодвинска, то есть был руководителем города. Также Анатолий Громогласов вошёл в историю как последний первый секретарь Архангельского обкома партии.
Первая советская атомная
В Северодвинск, в то время Молотовск, Анатолий Громогласов приехал из Новгородской области после окончания ремесленного училища в 1954 году, где после войны поднималось производство. По его словам, это было время, когда формировался рабочий класс Северодвинска — одновременно с ним в город приехало порядка сотни человек. Все выпускники ремесленных училищ из разных городов страны. Анатолий Иванович вспоминает, что он приехал лишь в лыжном костюме и с гармошкой. Все жили в общежитии, и жили весело — после рабочего дня пели и плясали.
Из Северодвинска ушёл в армию, кстати, тоже с гармошкой. После возвращения работал на ЭМП-8, ныне это Северное производственное объединение «Арктика».
Сначала Анатолий Громогласов работал электромонтажником на надводных кораблях. Потом его пригласили к руководству и предложили работать на подводной лодке. Это и была лодка «Ленинский комсомол», с которой начался атомный подводный флот страны.
Лодку строили на Севмаше, Анатолий Громогласов работал электромонтажником в реакторном отсеке. По его словам, лодка строилась под жесточайшим контролем. Не выполнить дневное задание было немыслимо, а если не успевал — приходилось ночевать прямо на рабочем месте. Он вошёл в сдаточную команду, которая формировалась из специалистов разных направлений, в том числе и рабочих.
– Для меня было большой честью участвовать в строительстве первой в стране атомной подводной лодки, — говорит Анатолий Иванович. — Это событие оставило глубокий след в моей душе и сознании.
Он говорит, что тогда представление о вредном производстве было совсем иное, чем сейчас. Вредно — это когда сыро, холодно и темно. А как может быть вредно, когда светло, сухо и чисто? Понимать начали, когда ввели дозиметры и стали измерять уровень радиации, фиксировать, кто сколько её получил. Тогда стали выдавать спецодежду, а ещё было положено бесплатное усиленное питание.
– Нам давали такие продукты, которых мы раньше не только не видели, но и не слышали о них, — вспоминает Анатолий Иванович. — В каждый обед обязательно давали шоколад и сто пятьдесят граммов сухого вина, особенно усиленным питание было у рабочих.
Вскоре молодой и перспективный рабочий окончил вечернюю школу и Северо-Западный заочный политехнический институт. Вскоре стал мастером, потом начальником бюро ОТК, заместителем начальника цеха, начальником самого крупного на предприятии цеха № 1. А уж потом — генеральным директором производственного объединения «Арктика».
База для развития Северодвинска
В1970 году на партийной конференции был избран секретарём парткома предприятия, а это серьёзная руководящая должность. В 1975 году стал первым секретарём Северодвинского горкома партии…
И это было время, когда Северодвинск стал активно строиться и развиваться.
– Началось всё с того, что при поддержке первого секретаря Архангельского обкома КПСС Бориса Вениаминовича Попова нам удалось подготовить и утвердить в Совете министров СССР и ЦК КПСС постановление о развитии Северодвинска. Это случилось в 1983 году, а добиться подписания этого чрезвычайно важного для города документа было очень непросто. С Анатолием Егоровичем Ткаченко, тогдашним председателем горисполкома, мы постоянно ездили в Москву, иногда подолгу там жили, о всех своих шагах докладывали Борису Вениаминовичу Попову. И добились того, что этот документ, определивший перспективы развития Северодвинска, получил поддержку на самом высоком уровне. И Северодвинск довольно быстро стал красивым и благоустроенным городом. Были построены жилые микрорайоны с современной инфраструктурой, детские сады, школы, дом быта, драмтеатр. Северодвинск стал занимать первые места по чистоте и благоустройству среди городов России. Но главное — тогда была заложена база для дальнейшего развития города, что сказывается до сих пор.
И закономерно, что именно Анатолий Иванович Громогласов в 1984 году из рук министра обороны СССР маршала Советского Союза Дмитрия Устинова принимал высокую награду: город Северодвинск получил орден Ленина.
– Эту награду я имел честь получить вместе с председателем исполкома городского Совета народных депутатов Анатолием Ткаченко и первым секретарём горкома ВЛКСМ Николаем Щербининым, — говорит Анатолий Иванович. — Это действительно была очень высокая награда для города и всех нас.
Последний первый секретарь
Затем Анатолий Иванович вернулся на производство, снова стал генеральным директором СПО «Арктика». И всё же вскоре возглавил Архангельский обком партии, хотя время было неспокойное и для партийной карьеры совершенно неподходящее. Почему он сделал такой шаг, Анатолий Иванович объясняет так:
– На должность генерального директора «Арктики» меня тогда избрал коллектив — это было веление времени. Сначала рабочие четыре часа меня расспрашивали о моей программе, а когда её приняли, оформили протокол и отправили в Министерство судостроения и промышленности СССР. И только тогда меня утвердили в этой должности. А с неё я ушёл, потому что подчинился партийной дисциплине. Дело в том, что в 1990 году Юрий Александрович Гуськов, который до этого занимал пост первого секретаря обкома партии, был избран председателем областного Совета народных депутатов. И на областной отчётно-выборной конференции меня выдвинули кандидатом на пост первого секретаря обкома в числе трёх претендентов. Признаться, мне хотелось остаться на производстве, поэтому я просил своих северодвинских товарищей — делегатов партийной конференции — за меня не голосовать. И всё же я получил больше всех голосов и стал первым секретарём обкома.
И в стране возник политический кризис, связанный с появлением ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению. Это был август 1991 года, который поменял в стране всё. И Анатолий Иванович оказался последним первым секретарём обкома партии.
– Да, для меня это было очень тяжёлое время, — вспоминает Анатолий Иванович. — Самое страшное было то, что люди, которые ещё вчера меня радостно приветствовали, вдруг перестали здороваться. Были среди них и те, кому я помогал, но они вдруг от меня отвернулись…
И всё же он сумел достойно пережить то время, а потом его знания и опыт нашли применение в новых обстоятельствах.
– В 1992 году было создано общественное объединение работодателей Архангельской области «Союз промышленников и предпринимателей», я был избран его генеральным директором, — вспоминает Анатолий Иванович. — Таким образом, я стоял у истоков создания структур отечественных товаропроизводителей.
Анатолий Иванович и сейчас интересуется жизнью города, который стал таким, каким он сейчас является, в том числе и благодаря его усилиям. Да и просто это уже его родной город…
По словам Анатолия Ивановича, его самое главное жизненное правило — как бы ни было трудно в жизни, своих принципов он не менял…