Награждение победителей прошло в Москве, в электротеатре «Станиславский».
В 2025 году на конкурс поступило более 1500 книг от 130 издательств России и Беларуси. Книга «Центральный полигон. Новая Земля» вышла в архангельском издательстве «Достояние Севера». Награду директору издательства Петру Симакову вручил заместитель начальника управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский.
Оказалось, что у этой работы есть своеобразное продолжение — на днях в издательстве «Достояние Севера» вышла книга для детей «Тайны Новой Земли».
Об этих двух событиях мы говорим с главным редактором издательства Светланой Гавриловой.
– Светлана, «Достояние Севера» стало первым архангельским издательством, которое получило национальную премию «Книга года». Что она значит для вас?
– Помню свою первую реакцию: как же здорово, что с такой серьёзной сцены звучат слова «Архангельск» и «Новая Земля»! Обычно об Архангельске говорят или в связи с природными ресурсами — морем, лесом, алмазами, — или в связи с традиционной культурой (и это, безусловно, важно). Но мы показали, что в Архангельске, например, идёт интересный книгоиздательский процесс, здесь серьёзно, на общероссийском уровне, развивается графический дизайн.
А что касается Новой Земли — важно, что она в принципе прозвучала, что она сделала ещё один шаг за рамки стереотипа, мол, это малообитаемый, недоступный, засекреченный остров, на котором нет ничего интересного.
Книга вышла к семидесятилетию образования полигона. Когда мы прилетели на Новую Землю, чтобы подготовить интервью с живущими там людьми, встретились с начальником Центрального полигона России контр-адмиралом Андреем Синицыным. Андрей Анатольевич рассказал: для них важно, чтобы как можно больше людей узнали историю полигона и чем он живёт сегодня. Наши партнёры на Новой Земле проявили открытость — в книге есть сведения, которые нигде раньше не публиковались. Много значит и то, что нам удалось поговорить не только с военными руководителями, но и, например, воспитателями детского сада, учителями, врачами, обычными учениками школы в Белушьей Губе… Почему это было необходимо — потому что на Новой Земле есть принцип: любое дело здесь является делом обеспечения безопасности государства. Даже если это выпечка хлеба или чистка снега.
На награждение в Москву ездили также Людмила Анатольевна Симакова, которая готовила историческую часть книги, и представитель полигона Сергей Петрович Командирчик, который стал полноправным соавтором издания. Вручённая нам бронзовая статуэтка «Идущий с книгой», кстати, сначала отправилась на Новую Землю, а уж потом прибудет в Архангельск.
– Специалисты отмечают, что в этой книге всё органично — тексты, оформление, иллюстрации. То есть это пример успешной командной работы. Но можно ли сказать, что первично в этом случае — тексты, оформление?
– И в этом случае, и в случае с «Тайнами Новой Земли» невозможно разделить работу на важную и неважную. Представим, что мы строим дом и что текст — это стройматериал. Я принесла несколько брёвен и положила их на площадке. Как бы они ни были хороши, сами по себе они ещё ничего не значат. Текст не может существовать сам по себе. Или кто‑то заложил фундамент и сказал — я главный! Да, фундамент важен, но вы не сможете в нём жить без стен и крыши.
Так и с книгой. Я очень люблю нашу команду в том числе за то, что все мы считаем главным не редактора, директора или дизайнера. Мы считаем главной книгу. И работаем в интересах книги.
– Изначально вы не планировали вслед за «взрослой» сделать и детскую книгу?
– Не планировали. Но мы так погрузились и в тему, и в атмосферу, работая над книгой о Центральном полигоне, что всем захотелось продолжения. Идею подал директор издательства Пётр Симаков. У меня уже был опыт детского автора — я писала текст для книги «Как в Архангельском городе корабли строили», которую издал Северный морской музей. Пётр предложил попробовать поработать в этом направлении, полагая, что у детской книги есть будущее. Тем более что книга о самом большом и самом загадочном архипелаге Российской Арктики может быть интересна не только в нашем регионе.
И мы очень благодарны муниципальному образованию городской округ «Новая Земля» и его главе Андрею Симовину за поддержку этого издания.
– Детская книга тоже очень органично смотрится. Сразу хочется её взять в руки, полистать, посмотреть картинки, почитать. Сам «впадаешь в детство» в лучшем смысле слова. Если возвращаться к командной работе, как вы её выстраивали, создавая эту книгу?
– Мы обсуждали её всей командой ещё на стадии замысла. Важно, чтобы всем участникам работы — и автору, и дизайнеру, и художнику — было интересно. Пусть сложно, но интересно.
В данном случае концепцию предложил дизайнер Виктор Тяпков. Все, кто работает с Виктором, знают, что он не ищет лёгких путей, с ним ты всё время реально растёшь над собой. И вот он предложил: а давайте сделаем книжку о том, как образовался архипелаг, как на нём появились растения и животные, как туда пришли люди.
– Как вы раскрывали тайны Новой Земли? Кто в этом вам помогал?
– Огромное спасибо научным сотрудникам Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени Николая Лавёрова Ивану Мизину, Виталию Спицыну, Елене Чураковой и нашему коллеге Вадиму Рыкусову, который руководит пресс-службой центра. Представьте, я пришла к учёным, которые занимаются фундаментальной наукой, с абсолютно детскими вопросами. Но они очень внимательно отнеслись к моей просьбе, помогали на протяжении всего времени работы, были тактичны и бережны. Не задавали, например, вопросов «почему это у вас цветы разговаривают?», а предлагали: пусть рассказывать о шмеле-опылителе будет не камнеломка, потому что она слишком слаба для тяжёлого шмеля, он её сломает, а, допустим, мытник мутовчатый.
А фраза из кандидатской диссертации Виталия Спицына подарила нам заголовок и во многом определила посыл книги. Она звучит примерно так: «Архипелаг Новая Земля — это одно из последних белых пятен на научной карте мира, своего рода затерянный мир».
С главой о геологии тоже случилось настоящее чудо, по‑другому не сказать. Я долго искала для неё консультанта, и в итоге им стал старший научный сотрудник Института физики Земли РАН Руслан Жостков, который изучает на архипелаге древние землетрясения и очень много занимается популяризацией науки: проводит встречи со старшеклассниками, участвует в различных научных подкастах и так далее.
– То есть в книге нет авторских домыслов и предположений, а всё построено на научной основе?
– Да. В её основу положено актуальное научное знание. Это же касается иллюстраций Надежды Старицыной — за каждым рисунком есть надёжные референсы.
А когда мы не могли получить ответы на вопросы, потому что именно таких исследований ещё не проводилось, мы так и писали: в этом месте, дорогие читатели, мы имеем дело с неразгаданной загадкой.
– Но с другой стороны — есть ли надежда, что разгадки будут?
– Здесь тоже очень интересно получается. Например, в книге мы рассказываем о том, что новоземельский подвид северного оленя мало изучен: неизвестно, на каком ареале он обитает, какова численность стад, сколько в этих стадах самцов и самок, старых и молодых оленей и так далее. Но когда книжка уже уходила в печать, Иван Александрович Мизин получил президентский грант фонда экологических инициатив на исследование новоземельского северного оленя. То есть мы можем надеяться, что пройдёт время и эта новоземельская тайна перестанет быть таковой.
– Что вам помогало восстановить исторические события, которые происходили на Новой Земле, в частности во времена географических открытий?
– Об этих событиях написаны десятки книг, и в целом у нас были надёжные источники. Но что меня действительно поразило: едва ли не самой хорошо описанной экспедицией оказалась третья экспедиция голландского мореплавателя Виллема Баренца. А ведь она состоялась больше четырёхсот лет назад. Её участники искали проход на восток через северную оконечность Новой Земли. Им, совершенно неподготовленным, пришлось остаться на зимовку на Северном острове, Баренц заболел цингой и умер на обратном пути. В этой экспедиции принимал участие Геррит де Фер, который вёл подробный дневник плавания на всём его протяжении. А через год после возвращения домой он его издал, снабдив своими зарисовками.
Получается, что в экспедиции Баренца работал репортёр! Если бы меня сейчас допустили в аудиторию к первокурсникам факультета журналистики, я бы открыла лекцию вот этим примером, чтобы наглядно показать, зачем нужна их профессия. Де Фер оставил нам важные свидетельства того времени — причём и фактологические, и эмоциональные, у него подробно описаны чувства, которые переживала команда во время выпавших на её долю испытаний. А ещё именно от де Фера мы знаем, что Баренц до последнего вёл себя как герой. По сути, он сделал Баренца героем.
Кроме того, благодаря рисункам Геррита де Фера мы смогли изобразить корабль Баренца и тот самый Дом спасения, который команда построила из плавника.
– То есть в наших экспедициях таких репортёров не было?
– Скажем так, были противоположные примеры. Например, нас очень заинтересовала экспедиция Фёдора Розмыслова, который был штурманом, но, по сути, возглавил первую исследовательскую экспедицию на Новую Землю в 1768 году по поручению архангельского губернатора Егора Головцына. Его судно снарядил купец Антон Бармин.
Розмыслов был хорошим штурманом, но никак не учёным, а перед ним поставили феерическую задачу исследовать практически всё! По-хорошему, для такой экспедиции нужны географы, биологи, ботаники, картографы, гляциологи, то есть специалисты, изучающие состояние льда… Но человеку фактически сказали: вот тебе, дорогой штурман, судно и люди, которые тоже, мягко говоря, не являются специалистами. Иди! Судно плохое, оно даёт течь, приходится остановиться на зимовку, участники экспедиции тяжело болеют цингой и умирают… Но Розмыслов выполнил свою задачу по максимуму. А его карта пролива Маточкин Шар оказалась точнее той, что сделал Фёдор Литке 50 лет спустя, — Литке сам признал это.
При этом сведений о Розмыслове сохранилось довольно мало. Мы даже не знаем, как он выглядел, и поэтому в книжке нет его портрета. Хорошо, что уже в конце работы выяснилось, что историей Розмыслова занимается наша Людмила Анатольевна Симакова. Конечно, она очень помогла нам с фактурой.
– А как выглядело судно, на котором шёл Розмыслов, было известно?
– Мы знали, что он шёл на кочмаре, и взяли за основу рисунок просто некой трёхмачтовой кочмары. Но Людмила Анатольевна поправила: оказывается, есть письменные свидетельства, что у кочмары Розмыслова было две мачты. Конечно, мы переделали рисунок.
– То есть и такие детали имеют значение?
– Здесь та же ситуация, что и с говорящими цветами и медведями. Говорящий цветок необходим, чтобы адаптировать информацию для ребёнка. Но какой именно это будет цветок — тут мы будем придерживаться фактологической точности. Иллюстратор детской книги может и должен работать образно и условно — но пусть эта условность будет основана на железобетонной фактуре.
Например, мы нарисовали учёного, который расшифровывает сейсмоданные, поступающие с Новой Земли. Это был мужчина в белом халате — такой собирательный образ, немного ретро. Готовую книжку отдали на рецензию Галине Николаевне Антоновской, заместителю директора по научной работе и заведующей лабораторией сейсмологии ФИЦКИА имени Николая Лавёрова. Кстати, недавно она была избрана членом-корреспондентом Российской академии наук и стала первой женщиной-учёным из Архангельской области, удостоенной этого звания.
Галина Николаевна уточнила — оказывается, исторически сложилось, что в России расшифровкой сейсмических данных занимаются женщины. По-моему, оставались сутки или двое до сдачи книжки в типографию, но мы перерисовали учёного, и теперь это милая девушка в джинсах и с хвостиком.
– Каким вы видите читателя этой книги?
– Мы ориентировали её на детей младшего школьного возраста для совместного чтения с родителями, и даже текст я писала с тем прицелом, что он должен хорошо читаться вслух. Но уже есть отзывы, что аудитория книги гораздо шире. Например, наш друг и партнёр Василий Подойницын, основатель студии анимации «Северный огонь», сказал примерно так: это книжка для взрослых, которые скучают по детству. И мы зовём всех, кому интересна тема Арктики и детское краеведение, на презентацию книжки 19 сентября в 18.00 в нашей любимой библиотеке имени Добролюбова.