С 1 сентября в России изменились правила работы коллекторов

С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон № 137‑ФЗ от 7 июня 2025 года, в котором прописаны соответствующие изменения

О том, как они повлияют на взаимодействие кредиторов и должников, объясняет Елена Цыварева, начальник отделения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности УФССП России по Архангельской области и НАО:

– Изменения коснулись порядка взаимодействия кредиторов с должниками, правил направления гражданами заявлений о нарушении их прав и новых полномочий сотрудников органов принудительного исполнения.

В соответствии с законом кредиторы или их представители смогут использовать для взаимодействия с должником только официальные абонентские номера, выделенные им по договору оказания услуг телефонной связи. Это касается общения по телефону, в том числе с использованием робота-коллектора.

При этом профессиональным взыскателям, коллекторам, запрещено скрывать номер контактного телефона или адрес электронной почты, с которых поступили вызовы и сообщения. Закон обязывает указывать в тексте сообщения фамилию, имя и отчество либо наименование кредитора или его представителя, а также их контактные номера телефона.

Изменения коснутся и правил направления и рассмотрения заявлений граждан о нарушении их прав в ходе процедуры возврата просроченной задолженности. В частности, такое заявление может подать не только должник или его представитель, но и третьи лица, не имеющие обязательств перед кредитором и давшие согласие на взаимодействие с кредиторами.

В заявлении указываются данные заявителя, информация о задолженности, абонентский номер заявителя, а также номер, с которого поступали звонки или сообщения, и время их поступления. К заявлению можно приложить договор или иной документ о денежном обязательстве, по которому возникла просроченная задолженность, кредитный отчёт, детализацию звонков и сообщений от оператора сотовой связи.

Федеральный закон наделяет сотрудников органа принудительного исполнения запрашивать у кредиторов данные о должнике и способах взаимодействия с ним; у операторов связи — подтверждение информации о звонках и текстовых сообщениях, представленной заявителем; в бюро кредитных историй — кредитный отчёт.

При подтверждении нарушения прав граждан недобросовестные взыскатели будут привлечены к административной ответственности.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна СМИРНОВА