Крайне редкое в повседневной практике дело рассмотрели суды двух инстанций.
С иском к уроженке Поморья и гражданину Азербайджана, проживающему в Омске, обратился исполняющий обязанности котласского межрайонного прокурора.
Истец просил признать брак ответчиков, зарегистрированный в 2022 году, недействительным, настаивая, что заключён он исключительно для получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
После регистрации брака супруги совместно не проживали, общего хозяйства не вели, общий бюджет у них отсутствовал, фамилии супругов по вступлении в брак не изменены, с родственниками и друзьями друг друга не знакомили.
Суд пришёл к выводу о том, что ответчики заключили фиктивный брак без намерения создать семью, признал брак недействительным, постановив аннулировать запись Котласского межтерриториального отдела Агентства ЗАГС Архангельской области.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции, указав, что в деле отсутствуют требуемые законом доказательства. Проверив материалы дела в апелляционном порядке, Архангельский областной суд не усмотрел оснований для отмены или изменения решения районного суда.
Так, ответчик указал, что в Омск переехал для получения медицинской помощи, но доказательств невозможности предоставления такой помощи медицинскими учреждениями в Архангельской области не представил.
Проводившие проверки сотрудники полиции установили: иностранный гражданин не может назвать фамилию и отчество супруги, её родственников, не знакомил её с членами своей семьи. Не выявлено фактов, подтверждающих совместное проживание молодожёнов, соседи показали, что дома у котлашанки супруг не появлялся.
Более того, она подтверждала, что после подачи документов для оформления вида на жительство гражданин Азербайджана покинул Архангельскую область, сообщив, что жена вправе подать заявление о расторжении брака. С 2023 года её супруг живёт в Омске, с женой не виделся, она к нему не приезжала.
Каких‑либо доказательств, опровергающих сведения, представленные суду свидетелем — сотрудником полиции, а также доказательств ведения ответчиками общего хозяйства, совместного проживания, иных обстоятельств, указывающих на их взаимную заботу и ответственность, решение основных семейных вопросов, наличие общих личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, ответчики не представили.
Решение суда первой инстанции вступило в законную силу.