Завершились они крестным ходом по храмам и часовням «Пояса Пресвятой Богородицы», расположенных вокруг села.
Инициатива создания «Пояса Пресвятой Богородицы» принадлежала старшему священнику Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга протоиерею Николаю Беляеву. Возведением часовен и храмов занимался петербургский благотворительный фонд «Иоанновская семья».
В нынешнем году крестный ход начался после Божественной литургии. Она прошла в Успенском соборе в праздник всех святых. Возглавил её благочинный Пинежского округа, наместник Артемиево-Веркольского монастыря архимандрит Иосиф (Волков). Ему сослужили священники из Петербурга, Тверской и Архангельской областей.
Начали с поклонных крестов
Но стоит вспомнить, как было положено начало крестному ходу «Пояс Пресвятой Богородицы», в котором участвует всё больше паломников, а многие и по нескольку раз. Для этого вернёмся на восемь лет назад.
В 2017 году на месте будущих пяти часовен (именно такое количество в то время планировалось их построить) установили поклонные кресты.
Тогда в крестном ходе приняло участие немного людей — приехали пятьдесят прихожан прихода Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря и других церквей этого города да несколько сурян. В их числе была и матушка иерея Алексия Кривицкого — Наталья — с тремя детками, причём маленький Артемий проехал от начала до конца крестного хода в коляске.
Через сорок минут после выхода из села сделали остановку на кладбище, где установили трёхметровый крест. После освящения креста все к нему приложились, и протоиерей Николай Беляев окропил каждого святой водой. Также делали и при освящении других крестов. Это очень помогло преодолеть тринадцатикилометровую дорогу под палящим солнцем. Дальнейший путь в машине продолжил только отец Николай, ведь ему было уже 75 лет, остальные шли пешком. Помогала идти непрестанная молитва: «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твоё…»
Ещё через сорок минут — деревня Прилук.
Следующий переход оказался длиннее и труднее. Долго шли огромным цветущим лугом, солнце вовсю припекало, активизировались комары и мошка, ветер почти не дул. Но красота вокруг была необыкновенная! Грустно только, что эти прекрасные травы стоят нескошенные, а некоторые поля уже сильно зарастают деревьями. Очень трудно стало везти коляску по колее, и тут на помощь матушке Наталье пришли мужчины. Луг закончился, и мы вдоль реки дошли до высокого угора. Здесь установили и освятили третий поклонный крест.
Из Слуды на другой берег по дну реки всех перевезли на автобусе, некоторые в нём и остались. Но вот монахиня из Мурманска Екатерина (ей 71 год) продолжала пеший путь, хоть и медленно.
Этот переход тоже был немаленький, и усталость всё сильнее давала о себе знать. Силы постепенно иссякали. Конечно, не раз появлялся соблазн сесть в автобус, но, преодолев его, я продолжала идти дальше. Вот, наконец, деревня Большая Марьина, где устанавливается и освящается четвёртый поклонный крест.
Деревня Пахурово оказалось недалеко. Когда туда пришли, то каждый говорил: «Слава Богу, дошёл (или дошла)!» Это было место установки последнего, пятого креста.
Отец Николай поблагодарил всех за участие в крестном ходе и сказал, что в будущем на месте установки крестов должны появиться часовни во имя икон Божией Матери, образуя вокруг Суры «Пояс Пресвятой Богородицы», по которому будут ходить крестные ходы.
Построили на освящённом месте
В следующем, 2018 году во время крестного хода были совершены молебны, освящены места и заложены капсулы с текстом под основания уже не пяти, как планировалось раньше, а семи будущих часовен и церквей во имя икон Божией Матери.
Участников крестного хода стало больше: из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Саратова, Ейска, приехали пинежане из Карпогор, Явзоры, Кушкопалы, Сосновки, Лавелы и других деревень и посёлков. Ребята из военно-патриотического лагеря «Архистратиг» прошли кто часть пути, а кто и до самого конца. Девочки, мальчики и их воспитатели из Коломенского приюта, которые отдыхали в Суре, хотели дойти только до первого освящения, но сумели преодолеть весь путь. Воспитатели по дороге зашли в сельский магазин, купили им воды и сухариков, ребятишки взбодрились и зашагали дальше. Правда, иногда садились в автобус, но потом опять шли.
Две семьи везли своих маленьких чад в колясках, а одну девочку постарше — мама и папа по очереди на заднем сидении велосипеда. Я не переставала удивляться женщине, которая приехала со своей взрослой дочерью-инвалидом. Ей самой, конечно, ни за что было бы не провезти эту коляску по лесным и луговым дорогам, но это сделал один из крестоходцев.
К 2020 году были построены семь часовен и два храма «Пояса Пресвятой Богородицы»: в Суре, при въезде в деревню, у моста через реку Суру — «Владимирская», ещё одна — «Умиление» — на новом кладбище, в деревне Прилук — церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в деревне Горушке — часовня «Феодоровская», в Слуде — «Державная», в Марково — «Знамение», в деревне Холм — «Смоленская», в Пахурово — Иверский храм, в Засурье — часовня Казанской иконы Божией Матери. В 2021 году все часовни и храмы освятили.
Всё преодолели!
Год 2025-й. После литургии участники крестного хода подкрепились морсом и шанежками, а их жители Суры испекли триста штук. Сделали общий снимок и двинулись в путь. Все женщины, а их было большинство, шли в красивых голубых косынках, которые тоже сшили сурянки. У каждого участника в руках были лёгкие, закреплённые на шестах, иконы Богородицы или святых. Впереди несли крест, хоругви и икону Владимирской Божией Матери. 870 лет назад, в 1155 году, святой князь Андрей Боголюбский принёс эту икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона и получила именование Владимирской. А 630 лет назад, в 1395 году, во время нашествия Тамерлана чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.
Первая остановка — у Владимирской часовни. Священники совершили краткий молебен, прочитали молитву, а тропарь, кондак и величание пропели все вместе, ведь каждому участнику дали небольшую книжечку с информацией о крестном ходе, тропарями, кондаками и молитвами. Из часовни вынесли икону Богородицы. Двое мужчин высоко подняли её, и все прошли под ней. И так было на каждой остановке.
Часовня «Умиление» стоит на новом сурском кладбище. Сил у всех пока много. Автобусы сзади идут почти пустые. Лишь несколько женщин преклонного возраста едут в них. Но на каждой остановке они выходят, чтобы помолиться вместе со всеми и пройти под иконой. Среди них была и 86‑летняя Зинаида Павловна Павельева из Суры. На мой вопрос, почему она решила принять участие в крестном ходе, она ответила: «Вдруг помру, а в крестном ходе так и не побывала».
От часовни «Умиление» двигаемся дальше — к храму Тихвинской иконы Божией Матери, которая находится в деревне Прилук. Постепенно накапливается усталость. Но очень поддерживает молитвенное пение. Люди молятся о своих родных, российских воинах, прося помощи у Господа, Богородицы и святых. Автобусы постепенно заполняются людьми, которым трудно идти. Но здесь нет пустых разговоров, постоянно поют молитвы.
В Горушке — часовня в честь иконы Божией Матери «Феодоровская». А после Горушки нас ждала Слуда. Здесь одна из самых красивых часовен. Она освящена в честь Державной иконы Богородицы. Прошли уже половину пути, поэтому традиционно крестоходцев здесь ждали шаньги, пирожки, морс, что было очень кстати. Местные жительницы напекли триста шанег и триста пирожков с ягодами.
После отдыха идти стало полегче. Дальше предстояло преодолеть реку Суру. Один из автобусов стал перевозить через неё людей. Некоторые перешли реку вброд. А второй автобус с людьми сделал крюк через мост. В деревне Марково снова все встретились. Здесь я сделала фотографию семьи — мамы, папы и троих детей. Маленького сынка всю дорогу везли в коляске, к сожалению, не спросила, как их зовут. Среди крестоходцев можно было увидеть маму и папу с детьми, мужа с женой, бабушку с внуками…
В деревне Марково, на высоком угоре остался лишь один большой старинный дом. Напротив него стоит домик поменьше. Когда‑то вокруг него было всё ухожено, красиво, но хозяйка уехала, и без пригляда начались разрушения. Однако, несмотря на то что в этой деревне никто не живёт, маленькую часовенку всё‑таки поставили. Освятили её во имя иконы Божией Матери «Знамение».
Из часовни вынесли икону Богородицы, под которой все прошли.
Оба автобуса уже полностью заполнены детьми, людьми преклонного возраста и теми, кому по состоянию здоровья трудно преодолеть шестнадцать километров. А вот 75‑летние иеродиакон Николай (Чегодаев) из Артемиево-Веркольского монастыря и протоиерей Анатолий Сысоев из Санкт-Петербурга весь путь прошли пешком.
Затем были часовня «Смоленская» в деревне Холм и храм в честь Иверской иконы Божией Матери в Пахурово. Вот и поворот к последней часовне. Длинный переход от Пахурово до Засурья оказался особенно трудным. Но все просили Господа, Богородицу и святых, чтобы они помогли дойти до конца.
И вот, наконец, Засурье! Позади шестнадцать километров под палящим солнцем! Часть пути шла по песчаным дорогам, и сотни ног поднимали пыль, от которой было трудно дышать. Но всё преодолели! И как все радовались, что дошли до конца! Священники послужили молебен перед иконой Божией Матери «Казанская». Кстати, во всех храмах и часовнях очень красивые иконы Пресвятой Богородицы, в честь которой они названы, многие из них с клеймами святых. И в каждой — икона праведного Артемия Веркольского, ведь батюшка Иоанн очень любил и почитал этого святого отрока.
Мы поблагодарили Господа, Царицу Небесную и святых угодников Божиих за милость, явленную к нам во время крестного хода.
А потом отправились на обед, который приготовили местные жители.
Крестный ход был очень хорошо организован. В автобусах везли воду, так что на каждой остановке желающие могли попить и наполнить свои бутылочки. Морс, шаньги после литургии и в середине пути, обед — в конце. В автобусе ехала медсестра. Крестный ход сопровождали две полицейские машины. Огромная благодарность организаторам от всех крестоходцев!
Фото автора