60 лет назад в Архангельске началось строительство Монумента Победы

Монумент установлен в честь северян, павших за Родину в годы Великой Отечественной войны
Панорама стройки монумента перед началом бетонирования
Строительная площадка перед началом работ

60 лет назад, летом 1965 года, в Архангельске началось строительство Монумента Победы, установленного в честь северян, павших за Родину в годы Великой Отечественной войны

Впрошлом году отмечалось 55‑летие открытия монумента, авторами которого стали скульпторы Валентин Михалёв, Юрий Чернов и архангельский архитектор Вадим Кибирев.

Мы часто говорим, что мемориал был создан, а стела возведена. Но за этими словами стоял огромный труд специалистов, которые принимали смелые решения и применяли новые технологии для своего времени, чтобы создать такую конструкцию.

Проектную документацию на строительство всего мемориального комплекса выполняли специалисты института «Архангельскгражданпроект». А перед инженером Анатолием Степановичем Делищевым стояла задача создать проект самой стелы. Эта работа заняла целый год.

Сегодня Анатолий Степанович рассказывает о том, как строился этот необычный объект, впоследствии ставший главным местом памяти в Архангельске.

Анатолий Степанович Делищев, разработчик проекта стелы. Май 2025 годаАнатолий Степанович Делищев, разработчик проекта стелы. Май 2025 года

– Основным элементом памятника является стела из монолитного железобетона высотой 19 метров, — рассказывает Анатолий Степанович. — Для возведения стелы была разработана деревянная опалубка, которая обеспечила бы проектную точность геометрических размеров и неизменяемость их при бетонировании. При этом устройство каких‑либо стяжек, проходящих через стелу, не допускалось. Работа на объекте осущест­влялась по предусмотренной в проекте технологии.

Анатолий Степанович рассказал, что строительство стелы выполняло строительно-монтажное управление номер один треста «Соломбалабумстрой» Главархангельскстроя под руководством прораба Анатолия Лебедева. Участие в строительстве также принимал трест «Оргтехстрой» Главархангельскстроя.

По словам Анатолия Степановича, процесс строительства стелы фотографировал Владимир Ильич Чугунов, сотрудник этого треста. И эти фотографии, которые он передал редакции, раньше нигде не публиковались.

Рабочие принимают бетон из бадьи-туфелькиРабочие принимают бетон из бадьи-туфельки

– Армирование стелы выполнялось внутри установленной опалубки, — продолжает Анатолий Степанович. — При устройстве опалубки и подаче бетонной смеси применялся башенный кран. Подача бетонной смеси производилась бадьёй-туфелькой через приёмные бункера и звеньевые хоботы, которые по мере повышения уровня бетонной смеси укорачивались. Уплотнение бетонной смеси производилось бетонщиками, находящимися внутри опалубки. Отделка стелы предусматривалась бучардированием. Вадим Михайлович Кибирев, который наблюдал за процессом строительства, называл это «бетон под гущу». Но ещё было необходимо найти подходящий для этого щебень. Он был найден на Архангельском заводе железобетонных конструкций (ЖБИ).

Анатолий Степанович рассказывает, что на заводе ЖБИ на время строительства стелы были остановлены все работы. И все его мощности оказались задействованы для выполнения этого исторического заказа.

– Перед началом работ промыли все бетономешалки, — продолжает Анатолий Степанович. — Бетонирование стелы началось вечером 21 сентября 1967 года и непрерывно велось 54 часа. Для наблюдения за опалубкой использовали отвесы, а чтобы при ветре их не качало, их погрузили в вёдра с машинным маслом.

По словам Анатолия Степановича, вся сложность работ заключалась в том, что памятник монолитный, высокий, опалубка деревянная, на неё осущест­влялась большая нагрузка бетонной смеси, а отклонения были недопустимы.

– Опалубка представляла собой довольно сложное инженерное сооружение, — продолжает он. — Здесь же леса, здесь же бункера. На одной из фотографий видно подачу бетона. Вот от башенного крана идёт туфелька, вот рабочие принимают бетон, который попадает в загрузочный бункер. К этому бункеру подсоединён хобот. И там такие звенья металлические, как вёдра, только они квадратного сечения, они как цепочка — одно за другое цепляется. И подвешены были до самого фундамента. Стали укладывать смесь. Значит, бетонная смесь подавалась вот этой туфельке. И она спускалась по этим хоботам. Бетонщики, которые находились внутри, уплотняли эту смесь строительными вибраторами. А её уровень всё время повышался. И эти хоботы и звенья снимались.

Анатолий Степанович говорит, что самое главное и сложное было выдержать образ памятника, не нарушить задуманную геометрию монумента.

– Конфигурация стелы очень проста, — пояснил он. — На форму сооружения всё и было завязано — фокус в этом. И не дай бог, если бы случились какие‑то искажения — всё бы пошло насмарку. Но получилось идеально.

Геометрия стелы выдержана идеальноГеометрия стелы выдержана идеально

Памятнику требуется экспертиза

Есть проблема сохранения памятника, которая беспокоит проектировщика стелы, с которой он обратился к Дмитрию Акишеву, почётному строителю РФ, члену общественной комиссии по топонимике города Архангельска

Мы попросили Дмитрия Акишева прокомментировать ситуацию.

– Я понимаю озабоченность Анатолия Степановича. Он большой профессионал и один из разработчиков этого монумента, — сказал Дмитрий Анатольевич. — Суть проблемы в том, что в 1986 году в процессе реконструкции памятника были заменены бронзовые декоративные элементы на латунные, это было изменением первоначального проекта, а также увеличено их количество. Латунь является более «активным» металлом в сравнении с бронзой, и в местах соединения несущих элементов из нержавеющей стали с латунью начинается медленная электрохимическая коррозия, особенно при наличии электролита — повышенная влажность, осадки, морской воздух…

Сегодня мы видим следы этой коррозии на стеле под элементами крепления. А вес навесных конструкций — несколько сот килограмм. Мы обсудили эту проб­лему с Сергеем Михайловичем Ковалёвым, руководителем регионального отделения Военно-исторического общества, и представителями инспекции по охране объектов культурного наследия при правительстве Архангельской области.

Я рад, что по итогам этих встреч планируется включить в бюджет Архангельска на 2026 год необходимые средства на проведение профессиональной экспертизы состояния памятника.

Фото Владимира Чугунова (из архива Анатолия Делищева) и Дмитрия Акишева

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО