Участники форума единодушно признали: значение Арктики для России в ближайшие десятилетия будет только расти. Здесь сосредоточены основные энергоресурсы страны и проходит национальная транспортная артерия — Северный морской путь. Арктика — это не только регион колоссальных экономических возможностей, но и залог укрепления энергетического потенциала, расширения логистических связей, обеспечения национальной безопасности. Поэтому освоение и обустройство арктических территорий — неоспоримый приоритет.
Сегодня на территории Архангельской области гражданская авиация задействует три аэродрома и 19 посадочных площадок. Такое количество накладывает определенные ограничения на регулярность полетов и типы используемой авиатехники.
Как подчеркнул руководитель управления регионального маркетинга «Вертолеты России» Максим Андрианов, в условиях труднодоступной местности и ограниченной наземной инфраструктуры, характерных для Крайнего Севера, малая авиация становится жизненно важной.
— Легкие самолеты и вертолеты — это не просто средство перевозки пассажиров и грузов, но и важнейший элемент в выполнении санитарных рейсов, патрулировании территорий, поисково-спасательных операций, — отметил он. — Именно бесперебойная работа малой авиации позволяет обеспечивать жизнедеятельность отдаленных населенных пунктов, оперативно реагировать на экстренные ситуации и поддерживать социальную инфраструктуру.
Одной из ключевых тем обсуждения стало кадровое обеспечение малой авиации. Заместитель генерального директора «Авиакомпания «Интертрансавиа» Александр Морозов обозначил критическую важность подготовки квалифицированных пилотов, способных работать в сложных северных условиях.
— Для эффективного развития малой авиации в Арктике необходимы не только современные воздушные суда и развитая инфраструктура, но и высококлассные специалисты, готовые к работе в условиях низких температур, ограниченной видимости и сложных метеоусловий, — подчеркнул Александр Морозов. — Мы должны уделять первостепенное внимание созданию образовательных программ и центров подготовки пилотов, способных безопасно и эффективно управлять техникой в специфике арктического неба.
На труднодоступных арктических территориях малая авиация — зачастую фактически безальтернативный вид транспорта.
— Мы видим огромный потенциал в развитии региональной авиации, но для этого необходимы инвестиции в модернизацию существующей и строительство новой инфраструктуры, — отметил Михаил Дидоха, коммерческий директор авиакомпании «КрасАвиа». — Речь идет не только о самих аэродромах, но и о создании сопутствующей логистики: складов ГСМ, систем навигации, центров технического обслуживания. Все это должно работать как единый, отлаженный механизм, чтобы самолеты и вертолеты могли максимально эффективно обслуживать население и бизнес.
Эксперты сошлись во мнении, что для решения проблем связанности арктических территорий необходимо комплексное развитие малой авиации. Это включает в себя модернизацию аэродромов и посадочных площадок, а также субсидирование региональных авиаперевозок и развитие вертолетной авиации, адаптированной к суровым арктическим условиям.
— Без решительных шагов мы не сможем полностью раскрыть экономический и социальный потенциал Арктики, — резюмировал генеральный директор компании «Русавиапром» Алексей Крюков. — Это сложный, но жизненно важный вызов, который мы обязаны принять. От того, насколько успешно мы решим вопросы транспортной доступности, зависит будущее процветание северных территорий России, их интеграция в единое экономическое пространство страны, сообщает пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области.