Чекунков: «Россия будет задавать мировой стандарт по качеству жизни в Арктике»

Глава Минвостокразвития хотел бы, чтобы в перспективе жизнь в Арктике считалась привилегией для самых лучших
Фото автора

На III форуме «Арктика — регионы», который в эти дни проходит в Архангельске, обсудили международное сотрудничество — партнёрство ради будущего Арктики. Каковы перспективы для её развития, какие изменения произойдут, как это повлияет на жизнь северян — рассказал министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

— Арктика развивается в первую очередь в направлении создания новых экспортных товаров. Развитие экономики даёт возможность создавать новые условия для жизни людей. На форуме обсуждали важность быть конкурентноспособным. А для этого необходимо реализовать все планы по развитию инфраструктуры: не только портов, флота, космической, навигационной, но и наземной инфраструктуры, железнодорожных подходов, — отметил Алексей Чекунков.

И в этой части большой проект, запущенный президентом России Владимиром Путиным, по развитию трансарктического транспортного коридора — сегодня является уже магистральным планом развития не только Арктики, но и всей логистики, которая связывает Восток и Север.

Сегодня разворот грузов на Восток происходит в том числе из-за увеличения потока грузов на порты Северного морского пути. Кроме того, ещё более высок потенциал вывода грузов по меридиональным дорогам, в перспективе — по рекам, для чего необходимо делать углубления.

— Сейчас важен горизонт пяти лет, когда должны запуститься крупнейшие проекты, реализуемые на трассе Севморпути. Это проекты «Арктик СПГ-2», «Восток-Ойл», развитие Баимской рудной зоны. Они создадут грузопоток, согласно федеральному проекту, между 70 и 109 млн тонн. Думаю, следующая такая сакральная цифра для нас — 100 млн, которые дадут много новых эффектов в части более интенсивной навигации, — сказал глава Минвостокразвития.

Когда это случится, Северный морской путь, полагает политик, станет более привлекательным и для транзитных грузов. А значит — более конкурентноспособным как международный транспортный коридор.

Срок жизни тех проектов, которые сейчас запускаются, составляет около 50 лет, добавил Чекунков, поэтому весь этот период они будут приносить экспортную выручку, доходы в бюджет, высокие зарплаты людям. В пример он привёл новые заводы по сжижению природного газа, которые строятся в Мурманской области, а также открытие и разработку новых крупных месторождений металлов, удобрений, углеводородов в Арктике.

— Я бы очень хотел, чтобы через 50 лет Россия (и уверен, так и будет) не только оставалась самой населённой ведущей арктической державой, самой населённой Арктикой, но и задавала мировой стандарт по качеству жизни людей в Арктике, в тех технологиях, которые мы используем. Чтобы жизнь в Арктике считалась привилегией для самых лучших, которые смогли пройти отбор и участвовать в проектах мирового класса, — отметил Алексей Чекунков.

Сегодня на форуме шло много обсуждений о том, что развитие Арктики — новый космос. Спикеры сошлись во мнении, что только централизованное управление обеспечит нужную динамику и долгосрочный эффект.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина Немонова