Антонина Григорьевна Богданова — жительница Суры. Живёт в этом известном на всю страну месте с 16 лет, здесь вышла замуж, родила детей. Её дом сейчас — надёжное пристанище для паломников. Она волонтёр, помогает в организации крестных ходов и других событий, связанных с именем батюшки Иоанна Кронштадтского.
А ещё Антонина Григорьевна — председатель местного совета ветеранов, а это, по её словам, очень важная работа и очень нужная. Она также поёт в сельском хоре «Талица» и на клиросе в храме по праздникам. Поэтому она считает, что её жизнь в этом селе очень интересная.
От увлечения песней — шаг до увлечения народными костюмами. Антонина Григорьевна их не только собирает, но также и шьёт. И у неё собралась внушительная коллекция. Есть среди них созданные известным модельером Николаем Терюхиным, который родом с Пинеги.
Антонина Григорьевна демонстрирует один за другим наряды. Пытаюсь догадаться — из бабушкиного сундука или новодел? Это только кажется, что легко. Но когда за дело берутся мастера… Сарафан, созданный Терюхиным, как будто век в сундуке лежал. А вот этот — точно старинный. Антонина Григорьевна довольна эффектом — нет, она его сама недавно сшила из старого матраса! Но какая красота…
Ещё она делает кукол и шьёт для них наряды. Очень яркие и красивые — таким и должен быть сказочный кукольный мир.
Но вдруг она достаёт лёгкое современное платьице, очень элегантное, цветное, летнее. Почему она его показывает?
— Платье — хоть сейчас носи, а ведь ему более семидесяти лет, — объясняет она, — ещё моя бабушка в нём ходила…
А ещё её бабушка пела в храме в Лавеле, когда туда приезжал батюшка Иоанн. Антонина Григорьевна говорит, что, когда об этом узнала, тоже стала петь. Она считает, что такая родовая связь даёт очень многое. И сожалеет, что понимания этого, по её словам, не было в молодые годы.
— Когда тётя Надя была живая, она рассказывала, где наши родственники жили, где похоронены, — говорит Антонина Григорьевна, — а мне тогда это даром не надо было. А потом меня так стало затягивать, а спросить не у кого.
Антонина Григорьевна родом из деревни Репище, которая находится недалеко от Суры. И по её словам, также пришло осознание, что и о своей деревне она тоже мало знает. К тому же не понимала, как и у кого узнать больше.
— Думаю, что коль не получилось узнать про родственников, хотя бы узнаю про односельчан — они же родственники по духу, — объясняет свой замысел Антонина Григорьевна.
Шло время, начать сбор сведений о селе и о тех, кто там жил, у неё никак не получалось. Но, как часто бывает с такими выстраданными желаниями, помог случай.
— В Суру из Петербурга вернулась Ирина Алфёрова, — рассказывает Антонина Григорьевна, — и открыла у нас школу туризма. Честно говоря, веры в эту затею у меня не было. Какая школа, какой у нас туризм?
Ирина Алфёрова в 2023 году обратилась в местный кадровый центр, чтобы в рамках нацпроекта «Демография» пройти переобучение по программе «Основы экскурсионной деятельности и туризма на Русском Севере». Обучение проходило в Архангельске три месяца, она познакомилась с экспертами в туристической сфере и начала разрабатывать свой туристский маршрут.
Затем она организовала школу экскурсоводов для местных жителей, позже проект переименовали в «Школу туризма». Здесь же возник проект «Пинежье — всё свяжется», поддержанный губернаторским центром «Вместе мы сильнее». В проект включены 15 населённых пунктов, которые расположены на пути от Суры до Карпогор. Экскурсоводами захотели стать сорок человек и все прошли обучение.
В итоге среди них оказалась и Антонина Григорьевна. Но её путь в «Школу туризма» был непростым. А затем вывел на исполнение заветного желания — узнать больше о родной деревне, своих родственниках и земляках.
— Смотрю — люди в этой школе занимаются, им интересно, а я же человек активный, — продолжает Антонина Григорьевна. — И я говорю: «Ира, возьми меня с вами съездить». Она и взяла. Сначала поехала в Карпогоры, в Дом культуры, там столько всего интересного узнали. Потом поехали в Шотову. Как там было прекрасно! Я говорю: «Ира, возьми меня в вашу школу, возьми меня в школу!» И она взяла, конечно.
Антонина Григорьевна говорит, что в этой школе их даже учили сценическому мастерству.
— Много мы разных знаний получили, — продолжает она. — Пришло время определяться с темой собственной экскурсии. И я сразу решила — буду делать экскурсию по Репищу, моей родной деревне!
Антонина Григорьевна говорит, что благодаря сбору материала для экскурсии она смогла узнать и про свою маленькую деревушку, какой её считала всегда.
— Оказывается, что это была большая и уникальная деревня, в которой жило много народу, — говорит Антонина Григорьевна. — Я очень много «нарыла» всякого материала. И это, оказывается, так захватывает! Теперь я собираю сведения о своей родословной, что называется, на экскурсионном маршруте. И тем, кто приезжает к нам, такие экскурсии тоже нравятся. Одно дело, когда о каком‑то месте рассказывает профессиональный экскурсовод, который всё выучил. Другое — человек, у которого здесь жили целые поколения его рода.
Антонина Григорьевна говорит, что узнала, что в её роду были священники, а также нашла своё родовое гнездо.
— И домик, где пела на клиросе моя прабабушка Татьяна, я тоже нашла, — говорит она, — бабушка и людей лечила, очень была благочестивая. Я и фотографий много нашла…
Антонина Григорьевна показывает целую папку с фотографиями, где её родные люди, жившие в её же родной деревне в разные времена. Теперь они все вместе.
— Я так и чувствую, что мы вместе, — продолжает Антонина Григорьевна, — мне и жить стало легче, и на душе от этого так хорошо.
Но поиск она продолжает, а маршрут в родную деревню становится всё более информационно насыщенным, а главное — наполняется новыми эмоциями и открытиями. И люди, которые приехали сюда из разных мест страны и попали на этот «родовой маршрут», наверняка оставят в сердце маленькую деревню на Севере с большой и красивой судьбой. И она уже не будет чужой и далёкой.
И, возможно, это самый правильный способ познания страны, которую по‑настоящему можно рассмотреть в таком сердечном приближении.
Фото автора