По-капитански
Епископ Тихон, возглавлявший тогда Архангельскую и Холмогорскую епархию, накануне поделился переживаниями: «…Как же Подвинье с её посёлками, многочисленными деревнями нуждается в пасторском окормлении! Да и столь круглую дату, как 2000 лет от Рождества Христова, пропустить невозможно, ведь следующую ждать ровно тысячу лет! Событие предстоит невиданное, а река Двина мелководна даже для колёсника „Гоголь“. Как бы крестный ход не просидел на мели». Потом будто вмиг прогнал сомнения: «Глаза боятся, руки делают! Бог даст — преодолеем! Господь управит!»
И вот уже стоя на верхней палубе возле рубки старинного речного судна, епископ Тихон сначала осенил крестом, благословил провожающих на причале, потом всех странствующих на борту и по-капитански скомандовал: «Полный, полный вперёд!» Колёсник дал зычный, протяжный гудок. А эхо его подхватило: «Крестный ход! Просыпайся, возрадуйся Двинская земля! Встречай крестный ход!»
Тот хриплый с надрывом корабельный гудок будто прорвал туман прошедших веков. Поморы, когда уходили на промыслы в море, или купцы, поднимаясь с товарами вверх по Двине, провожая взглядом Архангельск, непременно читали молитвы и крестились на церковные купола… Тогда первой в 1584 году у основания нынешней Красной пристани справа была выстроена всеми позабытая ныне Спасо-Преображенская церковь, а слева, на монастырском угоре далёко было видать пятиглавые храмы — Михаила-Архангела и Покровский. Чуть далее, на зелёной лужайке перед деревянным Гостиным двором — церкви Воскресения Господня и Параскевы Пятницы. Все эти не существующие ныне храмы плюс двенадцать башен Архангельской крепости и башенок острога, да ещё шесть башен на Гостиных дворах создали вид сказочного православного града на мысе Пур-Наволок!
Тяжёлые лопасти колёсника с грохотом загребали двинскую волну. И вот уже скрылся за горизонтом Архангельск, а высокие лесистые берега сменялись широкими песчаными отмелями, поросшими мать-и-мачехой и ивняком. Деревенские в ожидании праздника всей гурьбой высыпали к реке, на берегах разводили костры, махали платками, приветствуя крестный ход по Двине.
Вспомнился герой книги Евгении Фрезер «Дом над Двиной» по прозвищу «Сибиряк», что рассказывал о своих долгих странствиях по Руси: «…Велика матушка Волга, о которой поётся так много песен, но и она уступает по красоте нашей Двинушке-реке»*. И далее в той знаменитой книге: «Наше путешествие вверх по Двине было на одном из самых роскошных пассажирских пароходов-колёсников. Пароход следовал за мягкими извивами берегов. Мы наблюдали за пенным шлейфом от колёс, швартовкой судна к причалу и весёлыми сценками, которые происходили, когда пёстрая толпа с узлами и корзинами поднималась по трапу на нижнюю палубу. На пристанях босоногие мальчишки окружали нас, предлагая корзинки с дикой земляникой».
До нашего «Гоголя» доносились мелодии далёких колоколов, мимо проплывали деревни на двинских берегах и машущие вслед земляки. Ещё раньше, в середине XIX века, писатель Сергей Максимов писал об этих краях: «Эка благодать-матушка! Мирозданье божественное! А коль попал в этакую благодать, так слёзными рыданиями не прочь себе удовольствие получить! Жители здесь только с виду угрюмы, но ласковы — народ тёртый и очень искусный. Из Емецка пошли знаменитые холмогорские карбасы, из деревушки Заливье — самые лучшие бочки. Куростровцы — искусные гончары, мастера соколиной охоты, а матигорцы — отменные кузнецы, мастера изготовления ружей».
Молитва под крик чаек
Первая остановка — Усть-Пинега. Встречающие на берегу крестный ход по Двине во всём самом нарядном и в расписанных цветами платках пришли с хлебом-солью, домовыми иконами, покрытыми белыми рушниками. Спустившись по трапу священники в красных праздничных облачениях, монахи в скуфейках и чёрных рясах, дьякона, певчие прямо на берегу служили молебен. Невиданная, торжественная и очень красивая картина на этих речных просторах, где самый обычный глинистый берег, широкая и спокойная северная река и голубые небеса были великолепным природным храмом для проникновенной, льющейся из души молитвы. Помню слёзы радости у собравшихся, ведь никогда ещё не было такой благодати на этих двинских берегах! Как возвышенно, как искренне и душевно звучала молитва… Праздник православия, светлый праздник души! Глоток свежего воздуха в рутине каждодневных дел, постоянных мирских забот. Звучала молитва под крики чаек и плеск волны, под порывы свежего ветра на бескрайних просторах Двины.
А после с развевающимися церковными знамёнами — хоругвями, — с радостным песнопением широкой людской рекой все двинулись по посёлку. На стихийном молебне прямо у поселковой школы протоиерей Владимир Кузив, настоятель Свято-Ильинского собора, сказал: «…Для многих из вас сегодня — первый урок православия и слова Божия. Какие вижу у всех просветлённые лица! И верится — у любимой нами России светлое будущее! Живите с миром и с Богом в душе!» А на берегу — продолжение торжества.
Далее вверх по Двине — Орлецы. «Гоголь» вновь дал хрипло-звучный гудок, возвещая округу о приближении крестного хода. И опять воспоминания о здешних местах, но уже из давней петровской поры… Вот голландец Корнелий де Бруин, автор лучших гравюр с видами Архангельска, сделанных в 1701 году, записал в путевом дневнике: «К шести часам мы достигли горы Орлец. Несколько сот рабочих ломали здесь и обтёсывали камни, что повезут на пяти барках на постройку Новодвинской крепости. Сказанная гора высока, образуя мыс, и поворачивает реку к востоку, затем на север к Архангельску».
«Всюду жизнь! Везде Господь!»
А на «Гоголе», в кают-компании была обустроена и освящена походная церковь с заглавным образом Св. Николая — покровителя путешествующих по воде. В ней молились и строили планы, обсуждали впечатления от прошедшего дня. На третий день, после утреннего молебна протоиерей Александр Козарик вдруг воскликнул: «Лоси, лоси за бортом!» Да-а-а-а, ничего себе ситуация: «Не люди, а лоси за бортом!» И все-все, кто был в том крестном ходе, высыпали на просторную верхнюю палубу, да так, что колёсник критически накренился на правый борт… Никто же не видел подобных чудес!
А там кино наяву: семейство двух огромных лосей, словно спеша по своим неотложным делам, пытались наперерез «Гоголю» переплыть на другой берег Двины. Все загляделись: как их ветвистые рога украшали водную гладь реки! Но тут епископ Тихон вновь по‑капитански скомандовал: «Стоп машина! Задний ход!» Матрос-рулевой колёсника, как говорится, «ударил по тормозам». Картина невиданная на Руси: лето, солнце, зрители-священнослужители на борту корабля и заплыв бесстрашных лосей.
А те пловцы, не обращая внимания на судно, лишь слегка поправили курс своего движения — решили плыть впереди «Гоголя». Теперь уже весёлый колёсник, слегка подгребая огромными лопастями, неспешно следовал за обитателями здешних лесов. И тут епископ с доброй улыбкой сказал: «Всюду жизнь! Везде Господь!» Животные с достоинством отвернули, освободив кораблю фарватер и продолжили заплыв на противоположный берег Двины.
«Жива у северян вера»
Прошли Усть-Ваеньгу, Пянду и вот — Двинской Березник, где установили поклонный крест, отслужили молебен на месте снесённого храма в недавние безбожные времена. А выше по течению — служба в живописном селе Троица на высоком берегу у полуразрушенной Свято-Троицкой церкви, и, казалось, что звучащая тогда молитва, словно сказочная птица, парила над бескрайней гладью реки… Затем литургия в Верхней Тойме, в семиглавом, недавно выстроенном храме Георгия Победоносца, а следом православный праздник пришёл и на Красноборскую землю! Ожило, ободрилось, повеселело старинное и большое северное село. Приехали жители из соседних Черевково, Уфтюги, Цывозера, Пермогорья, и все от мала до велика желали в этот день стать участниками, пусть пешего фрагмента крестного хода по Северной Двине. Возглавлял этот людской поток земляк — отец Валентин Коробкин — настоятель здешнего старинного храма Пресвятой Троицы, построенного в первую Отечественную в памятном 1812 году…
Но тут вдруг подумалось: немало на берегах Двины порушенных, ещё не восстановленных храмов! Растерзанные церкви без крестов, покосившиеся купола, вырванные оконные решётки, утраченные фрески, а порой и зелёные рощи на проржавевших церковных крышах — все они просят помощи, взывают к нашим сердцам.
Позади пятьсот километров! Здравствуй, Котлас — конечная точка дивного духовного путешествия. Вот с великим усердием восстановленный Владимирский храм и его мудрый настоятель — протоиерей Николай Карпец, а вот и дети, встречающие крестный ход с букетами полевых цветов. Ароматы лета, ласточки в небе, светлые улыбки, праздничные колокола… Литургия, алые облачения, запах ладана, мерцающий хоровод свечей.
Епископ Тихон в конце своего обращения к многочисленным прихожанам сказал: «…Жива у северян вера в Бога, живы православные традиции Двинской земли! Надеюсь, мы смогли достичь главную цель крестного хода — подарить духовную радость жителям прекрасных двинских берегов».
Тот, ставший историей крестный ход по Двине лишь только начал восстанавливать прерванную связь времён, духовно соединяя прошлое, настоящее, будущее. Драгоценна эта духовная нить, и каждый из нас передаёт эстафету жизни, памяти, веры.