Занятия проходят на базе Центра реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона». Программа включает методы прикладного анализа поведения, нейрокоррекцию, логопедическую помощь и адаптивную физкультуру. В проекте принимают участие 50 детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными ментальными нарушениями.
— Работать с такими детьми нужно уже сейчас, — отмечает Екатерина Каменченко, клинический психолог и логопед проекта. — Основной запрос от родителей — развитие речи, но, чтобы ребенок заговорил, необходимо работать со всеми психическими процессами. Это и внимание, и саморегуляция, и социализация.
По словам Екатерины Каменченко, нейрокоррекция помогает перестроить нарушенные функции мозга, усилить внимание, развить самоконтроль и понимание инструкций, без которых невозможно учиться в школе. В практику включены сенсорные упражнения, развивающие координацию, пространственное мышление и дыхание.
Проект ориентирован не только на детей, но и на родителей. Для них проводятся индивидуальные консультации и мастер-классы. Это нужно для того, чтобы родители могли вникнуть в то, что делают специалисты, увидеть промежуточные результаты и продолжать занятия дома.
— Есть родители, которые долго отрицают диагноз, но придя к нам даже просто побеседовать, они видят, что дети здесь получают поддержку и понимание, что мы их не осуждаем, — добавила Екатерина Каменченко. — И со временем такие родители уже не боятся ходить вместе с детьми в общественные места, страх и непринятие у них исчезают.
Особое внимание уделяется взаимодействию с вузами Архангельска. В проект включены студенты Северного (Арктического) федерального университета и Северного государственного медицинского университета. Они проходят практику под руководством специалистов, проводят занятия с детьми. Как отмечает руководитель проекта Анна Клиндюк, многие из них остаются в профессии благодаря опыту, который получили, а некоторые даже приходят работать в центр.
Проект еще не окончен, но уже дал ощутимые результаты. Это отмечают, в первую очередь, родители.
— Раньше он не мог усидеть даже пять минут, — поделилась мама одного из участников проекта, Мария Острикова. — Сейчас занимается по 20 минут, сам собирает пазлы, с удовольствием ходит в детский сад и в центр, хотя раньше всегда плакал. Главное, что ему здесь интересно и комфортно.
Инициатива получила поддержку в четвертом конкурсе грантов губернатора Архангельской области.
— Проекты с грантовой поддержкой дают нам возможность внедрять новые направления работы и закупать оборудование, — рассказала Анна Клиндюк. — Мы выигрываем и региональные, и федеральные гранты, включая Фонд президентских грантов. Благодаря этому мы можем бесплатно оказывать помощь семьям и детям, запускать значимые практики. Например, нейрокоррекцию мы впервые реализовали именно в рамках президентского гранта в 2018 году, и с тех пор эта методика стала важной частью нашей работы.
Занятия в рамках проекта продлятся до декабря 2025 года. В его завершение запланировано проведение региональной конференции, посвященной использованию эффективных образовательных технологий при оказании помощи в получении образования детьми с РАС. Участниками станут специалисты образовательных учреждений, некоммерческих организаций и родители из разных муниципалитетов Поморья.