Разбираемся вместе с Дарьей Герасимовой, психологом отделения медиации Государственного регионального центра психолого-медико-социального сопровождения «Надежда».
Рюкзак и бантики
— Казалось бы, только недавно «отгремели» выпускные в детских садах. Лето в разгаре, до первого сентября далеко, — говорит Дарья Герасимова. — Но задумываться об адаптации ребёнка к школе надо уже сейчас. А в идеале ещё раньше — за год до того, как ваш первоклассник сядет за парту.
По словам психолога, родители часто полагают, что если к первому классу малыш умеет читать и писать, то он «полностью готов».
— Но это лишь конкретные умения, — уточняет Дарья Герасимова. — А хочет ли ребёнок в школу? Знает ли он, зачем туда идёт? Если дочка говорит: «У меня будет красивый рюкзак и красивые бантики!» — она видит пока лишь «первоклассную» картинку. Продержаться на «бантах» можно неделю-две, а потом «неожиданно» начнётся учёба. И для неподготовленного малыша, особенно если нет опыта взаимодействия со старшими братьями и сёстрами, которые ходят в школу, это может вызвать трудности.
Не стоит ждать, что ребёнок «втянется в учёбу сам» — важно проговаривать с ним заранее, что будет происходить в школе. Обсуждать, поощрять его вопросы. Не стоит даже в шутку пугать: «Как ты там без меня будешь? Такой медлительный, как в школу пойдёшь… Все будут над тобой смеяться!»
Игра по правилам
Важно, по словам Дарьи Герасимовой, обратить внимание — умеет ли ребёнок следовать правилам.
— На консультациях мы нередко сталкиваемся с тем, что у детей «западает» волевая сфера, — поясняет психолог. — А школа — это прежде всего правила. Высидеть 35–40 минут — непросто. Да ещё и выполнять задания, которые могут показаться «скучными» или трудными…
«Играть по правилам» надо учить лет с пяти-шести. И речь, по словам Дарьи Герасимовой, не о компьютерных играх, а о ситуативных — настольных, уличных.
— Наблюдайте, как ваш ребёнок реагирует на свой проигрыш, — говорит психолог. — Начинает обижаться, плакать? Меняет правила на ходу, подстраивая под себя: «Я в домике!» — или старается исправить ситуацию, учитывая свои ошибки?
Режим дня — это тоже история про правила. Психолог советует начинать выстраивать режим плавно — «без суеты» и минимум за две-три недели до 1 сентября.
— Например, сегодня встаём в 10 утра, а через пару дней — в 9:30. У ребёнка должно быть время, чтобы привыкнуть к новому распорядку, — говорит психолог. — В детском саду был тихий час. И хотя в подготовительной группе многие уже перестают спать днём: «Я не маленький!» — для первоклассника дневной отдых — важная часть адаптации. Нет возможности поспать днём? Сместите ночной сон — в первом классе ребёнок должен спать не менее 9,5 часа. И обязательно хорошо завтракать утром.
По словам Дарьи Герасимовой, многие педагоги, взаимодействующие с центром «Надежда», отмечают, что нередко первоклассники приходят в школу «полуголодными». Родители привыкли, что в садике был ранний завтрак. А в школе завтрак в лучшем случае после второго урока…
— Если ребёнок поел часов в семь вечера, то для него это слишком длительный перерыв, — поясняет Дарья Герасимова. — Завтрак дома должен быть и достаточно калорийным. Потому что в школе, опять же по отзывам педагогов, дети не всегда хорошо едят. А когда человек голоден, сможет ли он полноценно учиться? Важен и питьевой режим. В большинстве школ сегодня есть кулеры, но первоклассник может постесняться подойти за водой. Научите ребёнка просить пить, давайте ему с собой не только маленький перекус, но и бутылочку с водой.
«Зачем тебе куклы?»
Ещё одно простое правило, о котором, по мнению психолога, почему‑то забывают — не стоит перегружать первоклашку дополнительными занятиями и кружками.
— Если ребёнок давно занимается спортом, например гимнастикой, танцами, футболом, и эти занятия в его графике с детсадовского возраста, их, конечно, можно продолжать, — говорит Дарья Герасимова. — Но если «опыта не было», начинать с дополнительной нагрузки в первом классе точно не стоит — лучше отложить занятия на вторую половину года или перенести на второй класс.
В период адаптации, уточняет психолог, намного важнее самые обычные прогулки. Но «не до магазина с мамой», а активные, чтобы ребёнок мог побегать, попрыгать — «выпустить пар».
— «Не веди себя как маленький! Гуляй нормально!» — эти, по сути, невыполнимые требования, к сожалению, не такая уж редкость, — рассказывает Дарья Герасимова. — У меня в практике, например, была ситуация, когда мама первоклассницы уже в сентябре убрала все игрушки дочки: «Ты теперь школьница, зачем тебе эти куклы? Лучше сиди и читай!» И при этом жаловалась, что дочка «совсем не хочет учиться». А девочка испытывала сильнейший стресс.
Любимые игрушки помогают ребёнку эмоционально разгрузиться. По словам психолога, это также хороший «инструмент» для обработки переживаний.
— Есть маленькие «молчуны», которые проговариваются только в игре, — поясняет Дарья Герасимова. — Если внимательно наблюдать за ребёнком, участвовать в его играх — ролевых, сюжетных, — можно лучше понять, что его беспокоит.
Школа — место для развития. Ребёнок должен иметь право ошибаться. Буквы выходят криво, строчки прыгают? Поверьте, мир не рухнет! Лучше полепите вместе из глины, чтобы пальчики ребёнка окрепли. Отмечайте то, что у него хорошо получается. Даже если это небольшие достижения и в списке «самых-самых» ваш первоклашка пока занимает первое место с конца — найдите то, за что его можно похвалить.
«Всерьёз и надолго»
По словам психолога, адаптация — процесс неизбежный. Просто у кого‑то она проходит быстрее и легче, а у кого‑то становится более длинной. В среднем, отмечает Дарья Герасимова, период этот может растянуться до шести месяцев.
— Первый этап — самый острый, когда ребёнок только входит в школьную жизнь и начинает понимать, что школа — это «всерьёз и надолго», — говорит психолог. — Здесь могут быть эмоциональные вспышки, «неадекватные» проявления. Как реагировать родителям? Спокойно и мягко. Не нагнетайте ситуацию — помогите успокоиться. Для кого‑то успокоением может стать книжка, прочитанная родителями перед сном, для кого‑то — возможность поплакать у мамы на плече. Не высмеивайте, не стыдите за слёзы — обнимите…
Острый период миновал — ребёнок начинает «выравниваться». Для него жизнь в школе становится более предсказуемой. Он уже понимает, «как там всё устроено» — где находится столовая, туалет, когда звенят звонки. Но процесс адаптации продолжается — закрепляются формы поведения ребёнка.
И здесь, по словам психолога, родителям опять надо быть внимательными. Справляется ли первоклассник с учёбой? Получается ли у него дружить? Выстраиваются ли отношения с педагогом?
— Ребёнок сравнивает себя с другими. И в какой‑то момент, действительно, может ощутить себя «неуспешным», — говорит Дарья Герасимова. — И это тоже надо вовремя заметить. Поддержать, помочь подтянуть знания. Важен контакт родителей с педагогом. Если учитель говорит, что какие‑то моменты в поведении ребёнка его беспокоят — это не потому, что он «не любит моего Васю». Прислушайтесь, обсудите ситуацию вместе.
Домашнее задание в первом классе не задают. Но если педагог рекомендует выполнение каких‑то упражнений дома, например прописать дополнительно какую‑то строку, — не игнорируйте. Темп обучения довольно быстрый, и дети, действительно, не всегда успевают закрепить полученные знания.
«У меня линейки нет…»
Только на третьем этапе адаптации первоклассник, по словам Дарьи Герасимовой, начинает понимать, «зачем ходит в школу». Его цель — учиться, делать то, что не только интересно, но и то, что положено. Слушать учителя, поднимать руку, отсчитывать определённое количество клеток в тетради…
— Ребёнок начинает самостоятельно выполнять школьные требования, ему ещё необходима родительская поддержка, — говорит психолог, — но не стоит делать всё за ребёнка. Например, на уроке математики учитель обращается к детям: «Ребята, достаём линейки». А Вася растерян: «У меня линейки нет… Мама не положила!»
Собирая вместе рюкзак, проговаривайте, почему надо взять тот или иной учебник, тетрадь. Контролируете, чтобы ручки и карандаши не были поломаны. «Завтра у тебя математика. Учебник будет нужен? Тогда положи его на стол. Тетрадка понадобится? Доставай…» Передавайте ответственность постепенно.
По словам психолога, судить о том, что адаптация проходит успешно, можно, если первоклассник в декабре–январе начинает ходить в школу с удовольствием.
— Уже нет «привычных» утренних слёз, — отмечает Дарья Герасимова. — Ребёнок легко просыпается по утрам, быстро собирается, с радостью говорит о школе, рассказывает об одноклассниках, учителе. А возвращаясь домой, «не падает» — он бодр и активен. Нет нарушений внимания. Спокойно спит ночью. В учёбе также заметны позитивные изменения. И, пожалуй, самый простой тест: на вопрос: «Тебе в школе не надоело? Может, вернёмся в детский сад?» — отвечает: «Ты что?! Мне в школе интересно!»
Конфликт — это нормально
Но если, проучившись полгода, ребёнок с трудом вспоминает имена одноклассников — это, по словам психолога, повод насторожиться.
— Очень многое зависит от того, насколько сплочён класс, — говорит Дарья Герасимова. — И тут важна не только роль педагога, но и родителей. Каким образом я могу помочь? Своей собственной активностью! Совместные мероприятия — всем классом на экскурсию, в кукольный театр — помощь по сопровождению требуется всегда. Это могут быть и маленькие «путешествия». Например, вы идёте со своим ребёнком в кино — почему бы не оставить информацию в родительском чате: «Кто с нами? Готова взять с собой ещё двоих ребят».
Есть исследования, которые показывают, что сплочённые классы учатся лучше — у детей нет необходимости тратить силы на выяснение отношений. Стрессов меньше.
Конечно, по словам психолога, избежать полностью разногласий не получится. Надо быть готовым к тому, что в новом коллективе дети будут искать «своё место». Но важно научить ребёнка правильно из конфликтных ситуаций выходить. И это, отмечает Дарья Герасимова, один из важнейших навыков в жизни.
— Хорошо, если в вашей школе есть службы примирения, — говорит психолог. — Можно обратиться и напрямую в центр «Надежда» — в отделение медиации. В любом конфликте важно разбираться. Но, к сожалению, многие родители иногда занимают позицию: «Тебя толкнули? Тресни в ответ!» И не задумываются, а что потом?
У нас была история, когда папа велел маленькому сыну: «Дай сдачи!» И ребёнок взял в школу биту — ударил одноклассника, тот получил серьёзную травму… Родители пострадавшего обратились в медпункт, оттуда информация ушла в полицию. И кто остался виноват? Кому стало лучше?
Безусловно, отпор надо уметь давать. Но это абсолютно не значит, что при любой ситуации стоит сразу бить. Сегодня ты дал в глаз, завтра дали в глаз тебе…
«Разбираться словами»
— Когда с подобными ситуациями обращаются в наше отделение, — говорит Дарья Герасимова, — мы обычно выходим в школу, в класс. И хотелось бы поблагодарить педагогов за поддержку — за возможность провести те же «круги сообщества», чтобы прояснить ситуацию, разобраться в конфликте. Работаем мы и с первоклассниками — помогаем сдруживать ребят. Но без поддержки классного руководителя, без участия родителей и самих детей никакая ситуация не разрешится. Не существует волшебной палочки — махнул, и всё сразу стало хорошо.
Отстраняться от конфликта, мол, дети «разберутся сами» — ошибка. Они, конечно, разберутся, но как умеют. Если ребёнок в три года научился бить лопаткой по голове, забирая игрушку в песочнице, то он придёт в первый класс с палкой — будет поступать так же. И когда раздаются советы: «Объясняйте своему ребёнку, что надо разбираться словами», — это, конечно, хорошо. Но где гарантия, что и вторая сторона конфликта это умеет? Если не умеет, то от того, что ваш ребёнок использует слова, толка не будет. Иногда это не то чтобы бесполезно, но не так эффективно. Нужно учиться разговаривать вместе.
По цепочке
По словам Дарьи Герасимовой, если первоклассник Миша постоянно «стукает» своего соседа по парте Гришу — необходимо помогать не только Грише, но и Мише. Подключать специалистов, разбираться в ситуации глубже. Возможно, Мишу обижают дома. Или папа бьёт маму… Передача агрессии, подчёркивает психолог, всегда «происходит по цепочке».
— Обратите внимание на своего ребёнка: как он относится к более слабым и младшим, — говорит Дарья Герасимова. — Как ведёт себя с животными? Если ребёнок, проходя мимо, считает нормальным пнуть кого-то, задавить «просто так» жучка на дороге — это про то, что ребёнка надо учить правильно сбрасывать негативные эмоции. Учить добру. Но, опять же, родители сами должны показывать пример. А часто происходит разрыв между словами и поступками. Если мама говорит: «Надо быть добрым!» — при этом раздражённо бросает старушке, которая замешкалась на кассе: «Ну чего ещё тут встала!» — ребёнок считает именно это — поведение мамы, а не то, что ему сказали.
Иногда полезно просто остановиться и посмотреть на себя со стороны. Дети — наше зеркало. И если мой ребёнок «какой‑то не такой», «не так себя ведёт», то, возможно, эта история про меня самого…
Фото Алексея Иванова и Дмитрия Неумоина