От «издания для своих» — к широкому читателю

В Новодвинске прошла IV Всероссийская конференция-практикум «Будущее корпоративной книги в корпоративных коммуникациях»

Её организаторы — АО «Архангельский ЦБК» и Московская академия коммуникации и информации «Серебряные нити».

Корпоративная книга довольно долгое время воспринималась «изданием для своих», то есть её читатели так или иначе были связаны с предприятием или учебным заведением, о котором шла речь на её страницах.

Но пришло время, и эта книга стала восприниматься полноценным изданием, у которого появилась широкая читательская аудитория. Сейчас трудно сказать наверняка, когда это случилось. И всё же такой точкой отсчёта можно считать 2008 год. В 2003 году министерством культуры Архангельской области и областной библиотекой имени Добролюбова был учреждён конкурс «Книга года» для изданий, вышедших в Архангельской области. А спустя пять лет для корпоративных изданий на конкурсе была введена специальная номинация «История трудового коллектива». И таким образом корпоративная книга стала вровень с другими изданиями. Её авторы также получили консультативную поддержку специалистов библиотеки, чтобы эти книги соответствовали стандартам издательской деятельности.

Добролюбовка является партнёром конференции, и сотрудники библиотеки для её участников подготовили выставку лауреатов конкурса разных лет. Эти издания, действительно, достойны внимания и специалистов книжного дела, и читателей. А вместе они представляют историю Архангельской области в делах и лицах.

В начале конференции Ольга Стёпина, директор областной библиотеки имени Добролюбова, сделала обзор успешных корпоративных изданий последнего времени, а также проанализировала то, как они менялись и становились частью литературного процесса.

— Сегодня корпоративная архангельская книга — это не просто красивый альбом с фотографиями и отчётами предприятия, а полноценное документальное издание, — подчеркнула она, — отражающее историю компании, её успехи и достижения, миссию и ценности, и, конечно же, истории людей, без которых становление и развитие организации было бы невозможно.

По её словам, это касается и изданий, посвящённых юбилейным датам. Их отличает яркое художественное оформление, качественное полиграфическое исполнение, большое количество достоверной фактологической информации. Эти издания, как правило, основаны на внутренних документах, газетных публикациях и воспоминаниях.

Ольга Геннадьевна, в частности, отметила издательскую деятельность Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, который выпустил несколько книг, отражающих определённые этапы жизни компании.

— Эти издания, выполненные в одном стиле, по существу, являются продолжением друг друга, — пояснила она, — и мы можем говорить о сериальной корпоративной книге, хотя и не оформленной документально.

Директор Добролюбовки обратила внимание на ещё одну значимую тенденцию в издании корпоративных книг — разворот к судьбам людей, внёсшим вклад в развитие компании. Также всё чаще корпоративная книга отражает не только историю предприятия, но и историю отрасли в целом.

— Но архангельская корпоративная книга может представлять собой не только документальную хронику — всё чаще предприятия обращаются к новым жанрам и к новым читательским аудиториям, — продолжила Ольга Геннадьевна. — Ярким примером является издание компании «Севералмаз» — книга Андрея Жданова «Поморские алмазы: девяностые». Она представляет собой увлекательный детектив о начале разработки месторождения имени Ломоносова.

По её словам, также появились и корпоративные издания для детей. Это книги компаний «Севералмаз», «Эко Шиппинг», научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега», АЦБК. Они знакомят юных читателей с профессиями, в которых, возможно, в будущем дети найдут себя. Эти книги отличают увлекательный текст и яркие подробные иллюстрации, которые позволяют исследовать каждую деталь удивительного мира профессий.

Тему преемственности поколений продолжила Ольга Саввина, административный директор Архангельского ЦБК.

— С помощью книг мы говорим спасибо прошлым поколениям, — сказала она, — а также продвигаем в будущее самое передовое и лучшее. Наша особая гордость — это книга «Рождение гиганта», в которую её создатели вложили душу и большой труд.

Книга Павла Фасонова и Елены Заха­ровой «Рождение гиганта» рассказывает об истории создания Архангельского целлюлозно-бумажного комбината в городе Новодвинске в первой половине ХХ века. В издании использованы тысяча архивных документов, 400 уникальных исторических фотографий, 300 газетных публикаций, а также письма и свидетельства участников строительства.

Книга вышла в 2019 году и задала некий вектор развития современного корпоративного книгоиздательства. Поэтому уже в четвёртый раз именно в стенах комбината встречаются специалисты этого сектора книгоиздания, а в этом году в конференции участвует более ста человек. Многие из них приняли участие в фестивале «Белый июнь. Книги», который стал важной площадкой для обмена опытом. И этот разговор продолжился на конференции.

Андрей Козырев, руководитель пресс-службы национальных конкурсов корпоративных медиа «Серебряные нити», отметил, что на АЦБК просветительскую работу подняли на уровень производственной, в том числе в книгоиздании. И это важно для современного предприятия, а также для его развития.

Конференция, которая проходила три дня, в основном состояла из мастер-классов, на которых участники форума делились опытом корпоративного книгоиздания.

Например, Ольга Кошелева, начальник управления по связям с общественностью Уральского турбинного завода, представила новый формат корпоративного издания. Это комиксы. Она пояснила, что для них, как для издателей, важно привлечь внимание молодёжи к книгам, в которых рассказывается о заводе, его истории и сегодняшнем дне. И это делают с помощью комиксов.

Представители Уральского турбинного завода в конференции участвуют уже второй раз. По их словам, в Архангельскую область они приезжают за ценным опытом, который потом применяют в работе.

Наталья Муравьёва, ректор Академии коммуникации и информации, доктор филологических наук, подчеркнула, что книга, в том числе и корпоративная, живёт вечно. И это надо помнить всем, кто причастен к её созданию.

В этом году на Архангельском ЦБК готовится книга, посвящённая 85‑летию комбината. Она расскажет об истории предприятия в XX веке. С помощью современных технологий в ней будут использованы элементы дополненной реальности.

Значит, будет тема для разговора на будущей конференции: похоже, что у корпоративного книгоиздания хорошие перспективы — есть финансовые возможности и читательский интерес. А ещё такие издания создают трудовую историю региона. Что сегодня весьма актуально…

Фото автора и с официальной страницы АЦБК в соцсети «ВКонтакте»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО