Петербургский экономический форум: новые возможности для региона

На Петербургском международном экономическом форуме, который состоялся на прошлой неделе, работала делегация Архангельской области во главе с губернатором Александром Цыбульским
Фото пресс-службы Петербургского международного экономического форума
Фото пресс-службы Петербургского международного экономического форума
Фото пресс-службы Петербургского международного экономического форума

По северному побережью Руси

На сессии «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории» Александр Цыбульский заявил о необходимости создания финансово-экономической модели развития Арктической зоны России.

В дискуссии приняли участие губернаторы Архангельской, Мурманской областей и Чукотского автономного округа, представители госкорпорации «Росатом», научного сообщества, а также китайской судоходной компании NewNew Shipping Line.

Одним из ключевых спикеров сессии стал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

— Архангельская область — исторический центр арктического освоения. Именно здесь в XV веке начались морские походы поморов на Север, здесь зародился российский ледокольный флот, — заявил он. — Во время Великой Отечест­венной войны через архангельский порт прошли 17 союзных конвоев, он переработал 3,5 миллиона тонн грузов и был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Сегодня ситуация другая: появились современные технологии, изменились суда, изменились глубины, необходимые для них, что требует абсолютно новых подходов к развитию Северного морского пути, сказал глава арктического региона.

Несмотря на серьёзное падение грузооборота в 2023 году из‑за санкционного давления и изменения внешнеэкономических условий, архангельский порт уже в 2024 году продемонстрировал устойчивый рост.

Ключевым фактором стал запущенный в 2023 году в сотрудничестве с Российским экспортным центром проект «Арктический экспресс № 1» с мультимодальными поставками грузов в Китай. В 2024 году выполнено 10 рейсов, и, по словам Александра Цыбульского, потенциал маршрута сохраняется высоким.

Александр Цыбульский подчеркнул важность кооперации с соседними арктическими регионами.

— Мы с Мурманском — соседи и партнёры. У каждого своя ниша, в которой мы занимаем свою часть. Понятно, что мурманский хаб будет основным выходом на СМП, но мы свои 25, а в перспективе и 40 миллионов тонн точно должны будем забрать. И у нас точно хватит грузооборота, если мы ставим перед собой даже не столь амбициозную, на мой взгляд, цель — 100 миллионов тонн перевалки по СМП в год. Сегодня это выглядит вполне достижимым, — сказал губернатор.

Губернатор Архангельской области также выразил уверенность в необходимости системного подхода к развитию Российской Арктики. По его словам, без СМП как связующего звена невозможно и полноценное развитие минерально-сырьевой базы и производст­ва на Севере.

— Сегодня нам необходимо выстроить финансово-экономическую модель, чтобы понять, какая поддержка со стороны государства требуется, в каком объёме, с какой приоритизацией. Уверен, что в приоритете должна быть программа ускоренного развития портовой и подводящей транспортной инфраструктуры — без неё, даже при наличии ледокольного и другого флота, СМП не сможет развиваться, — подчеркнул губернатор.

Он выразил уверенность в том, что у Архангельской области есть хорошие перспективы как в части развития СМП, так и в том, чтобы внести весомый вклад в развитие этой стратегической транспортной артерии России.

По системе «умного» порта

Во время сессии «Новые маршруты международной торговли» губернатор Александр Цыбульский представил возможности Архангельской области, которые даст строительство глубоководного порта.

Отвечая на вопросы модератора, Александр Цыбульский подробно рассказал о ходе реализации комплексного плана развития Архангельского транспортного узла и роли региона в новой логистической модели страны. Он подчеркнул, что проект строительства глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря рассматривается как инфраструктурный каркас для долгосрочной экономической трансформации всей Архангельской области.

— Очень важное решение о комплексном развитии Архангельского транспортного узла Правительство России приняло в 2023 году. Оно стало следствием 2022 года, когда мы столкнулись с очень серьёзными санкционными ограничениями, в первую очередь наш порт. Если бы не было этих ограничений, я рискну сказать, что и такого развития Архангельского транспортного узла сегодня бы не было. У нас была своя ниша: каботаж, арктические стройки, северный завоз и короткое плечо до Европы, куда мы поставляли продукцию наших производителей и производителей близлежащих регионов. А когда мы попали под санкции, у нас товарооборот упал практически на четверть. В 2022 году мы сомневались вообще, сможем ли дальше развиваться и нужно ли вообще в этом направлении двигаться. Но, как оказалось, перенаправление внимания на Восток открыло для нас огромные перспективы, которые значительно превосходят те, которые были прежде, — сказал губернатор Архангельской области.

Он рассказал, что проект глубоководного района порта предусматривает приём судов дедвейтом до 75 тысяч тонн, прогнозный грузооборот — до 25 млн тонн к 2031 году. В центре внимания — контейнерные, генеральные, навалочные грузы, продукция предприятий Архангельской области и других регионов.

— Развитие этого проекта уже сегодня синдицирует вокруг себя много промышленных предприятий. Мы планируем, что он будет развиваться по системе «умного» порта — есть инвесторы, которым это интересно. Это даёт развитие и предприятиям IT-сферы, и малому и среднему предпринимательству, которое встраивается в дальнейшие цепочки работы порта. Это очень хороший мультипликативный эффект, который, по сути, изменит во многом экономику Архангельской области, — заключил Александр Цыбульский.

Для грузовой логистики

Архангельская область станет первым северным регионом, где будут применять морские беспилотники.

На полях Петербургского международного экономического форума было подписано трёхстороннее соглашение о намерениях по сотрудничеству между правительством Архангельской области, компаниями «Си Проект» и «Безэкипажная логистика».

Соглашение направлено на организацию и реализацию пилотного проекта по применению в Архангельской области беспилотных морских судов для грузовой логистики. Проект стартует уже в июле 2025 года и станет первым в России опытом использования морских беспилотников в северных условиях.

По словам главы региона, проект станет инструментом устойчивой доставки грузов и товаров первой необходимости в отдалённые и труднодоступные населённые пункты области. Инициатором выступает ЗАО «Си Проект» — разработчик и производитель морской робототехники из Санкт-Петербурга.

Первые маршруты пройдут между Архангельском и островными территориями города, а затем — до прибрежных населённых пунктов на Белом море и на Соловецкие острова.

— Сегодня мы закрепили достигнутые договорённости подписанием трёхстороннего соглашения, а уже в июле приступим к практической реализации проекта. Он позволит отработать практические сценарии применения беспилотных морских судов, выявить технические и организационные барьеры, оценить экономическую модель новой логистической схемы, — отметил Александр Цыбульский.

Соглашением предусмотрено содействие со стороны правительства Архангельской области, в том числе взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти, консультативная поддержка, помощь в формировании дорожных карт и проработка нормативно-правовых условий.

По информации Архангельского управления ФГУП «Росморпорт», в регионе уже определены потенциальные точки для спуска и подъёма беспилотных судов. Также возможна организация судов обеспечения на коммерческой основе.

— В конечном итоге это вклад в повышение качества жизни людей на отдалённых территориях, обеспечение надёжной логистики и снижение издержек, — резюмировал Александр Цыбульский.

На платформе системной работы

Александр Цыбульский на полях ПМЭФ провёл заседание комиссии Государст­венного Совета РФ по направлению «Международная кооперация и экспорт».

Открывая заседание, Александр Цыбульский подчеркнул, что ключевая цель нацпроекта — не просто рост экспортных показателей, а структурная трансформация внешнеэкономической модели страны.

— Национальный проект — это не только паспорта и дорожные карты, но и платформа системной работы государства, бизнеса и регионов. Только через координацию усилий можно добиться устойчивого результата, — сказал он.

На заседании выступили министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, глава Российского экспортного центра Вероника Никишина, представители министерств экономического развития, сельского хозяйства и промышленности РФ, а также представители регионов — Башкортостана и Татарстана.

Обсуждался вопрос влияния мер государственной поддержки на развитие экспорта. По общему мнению участников заседания, в условиях давления санкционных ограничений без них сложно выстраивать новые логистические маршруты и выходить на новые рынки сбыта продукции.

По мнению Александра Цыбульского, важность сохранения транспортной субсидии неоспорима. Этот вопрос поднимался на каждом заседании комиссии, которую возглавляет губернатор Архангельской области.

— Условия выхода на экспорт изменились, маржинальность компаний сильно падает. Поэтому субсидирование крайне необходимо, в том числе для перенаправления маршрутов. Приведу один пример: Кировская область проявляет интерес доставки грузов через архангельский порт, но, как оказалось, стоимость доставки железнодорожным сообщением до региона выше, чем через Восточный полигон, который, как вы знаете, сильно перегружен. Поэтому важно активнее информировать регионы о возможностях, которые открываются для субъектов, — подчеркнул Александр Цыбульский.

Для дальнейшего развития

На полях форума прошли важные встречи губернатора Архангельской области с партнёрами, во время которых были подписаны договоры о взаимовыгодном сотрудничестве.

Соглашение о стратегическом сотрудничестве Архангельской области и «ГЛОНАСС» направлено на развитие партнёрства в сфере информационных технологий и навигационной деятельности, а также на расширение применения на территории области государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Оно охватывает широкий круг отраслей, включая транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, логистику, охрану окружающей среды и градостроительство.

Отдельно губернатор отметил успешный опыт реализации пилотного проекта в 2024 году: совместно с Рослесхозом, Минпромторгом России и производителями навигационной техники в Архангельской области проведён эксперимент по интеграции системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в федеральную систему мониторинга лесной техники.

— Сегодняшнее подписание документа — это шаг к дальнейшему технологическому укреплению региона, повышению эффективности управления и усилению безопасности жителей, — заявил Александр Цыбульский.

В рамках рабочей встречи губернатор Архангельской области и президент АО «ЭР-Телеком Холдинг» обсудили ключевые вопросы цифровой трансформации региона и перспективы развития новых совместных проектов в сфере телекоммуникаций, цифровой безопасности и «умной» инфраструктуры.

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский и председатель правления металлургического холдинга «Новосталь-М» Иван Демченко обсудили вопросы поддержки несырьевого экспорта, а также участие компании в инфраструктурных проектах Архангельской области, в том числе в рамках развития Северного морского пути.

Александр Цыбульский полностью поддержал намерение компании начать сотрудничество с портом Архангельск, который сегодня является одним из немногих арктических портов, демонстрирующих устойчивый рост грузооборота.

Глава региона также пригласил руководство компании «Новосталь-М» к участию в реализации проекта по созданию нового глубоководного района морского порта Архангельск в качестве грузоотправителя и индустриального партнёра.

Архангельская область и ВТБ подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие долгосрочного и взаимовыгодного партнёрства в рамках приоритетных задач по социально-экономическому развитию Архангельской области.

— ВТБ планирует наращивать поддержку сельского хозяйства, строительства, промышленности Архангельской области, — отметил Денис Бортников, председатель правления ПАО ВТБ. — Регион имеет большой экономический потенциал, будучи одним из крупных российских форпостов в Арктике, важным логистическим и промышленным центром.

Архангельская область и компания HYPER подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития электротранспорта.

Соглашение предусматривает реализацию в Архангельске масштабного пилотного проекта по развитию городской экосистемы электротранспорта. В его рамках планируется установка на улично-дорожной сети столицы региона 15 зарядных станций мощностью 150 кВт и закупка 150 электромобилей, которые будут использоваться региональным перевозчиком в качестве легкового такси. Общий объём инвестиций компании HYPER в экономику Архангельской области составит порядка 430 млн рублей.

Архангельская область и центр знаний «Машук» объединяют усилия для поддержки участников кадровой программы «Защитники. Под крылом Архангела».

Сотрудничество предусматривает проведение выездных образовательных модулей в центре знаний «Машук» в Пятигорске специально для участников программы «Защитники. Под крылом Архангела», организацию мероприятий по подготовке и сопровождению новых лидеров из числа ветеранов СВО, развитие их управленческих и предпринимательских компетенций, создание межрегиональной платформы наставничества и обмена опытом, способствующей профессиональной самореализации ветеранов и их включению в управление социально значимыми проектами в Архангельской области.

Кроме того, стороны договорились об интеграции лучших федеральных образовательных практик в региональную кадровую политику.

Правительство Архангельской области и «Россети Северо-Запад» договорились о синхронизации планов развития электросетевого комплекса с планами развития региона.

Документ предполагает взаимодействие сторон по разработке перспективных планов развития и реконструкции электросетевого комплекса в Архангельске.

Архангельская область и ПАО «Газпром» углубляют промышленную кооперацию: подписана дорожная карта по расширению использования продукции региональных предприятий.

Документ подписали губернатор Архангельской области Александр Цыбульский и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Как отметил глава региона, ПАО «Газпром» является для Архангельской области стратегическим партнёром, взаимодействие с которым оказывает системное влияние на экономику и технологическое развитие региона.

Предприятия Поморья изготавливают продукцию и оказывают услуги для «Газпрома». Регион готов предложить высокотехнологичные решения собственной разработки, а также организацию производства импортозамещающих компонентов.

— Наши флагманские предприятия — Севмаш, «Звёздочка», СПО «Арктика» — уже доказали свои возможности, участвуя в строительстве морских платформ и буровых комплексов. Они способны обеспечить «Газпром» всей необходимой продукцией для реализации арктических и шельфовых проектов, — заявил губернатор. — Мы рассчитываем, что подписание дорожной карты станет платформой для расширения взаимодействия с «Газпромом» и укрепления технологической независимости всей отрасли.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина СОСНОВА