Это вторая выставка после «Белых форм», представленная нынешним летом в городской усадьбе Плотниковой. Обе выставки посвящены «бунтарским» направлениям в русском изобразительном искусстве за прошедшие сто лет.
В новой выставке показаны три масштабных полотна Аристарха Лентулова, прибывшие из Москвы, из Третьяковской галереи, и более десятка картин из коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Хотя русскому авангарду уже более ста лет, дерзкие художественные эксперименты с формой, структурой, цветом и смыслом до сих пор открывают новые горизонты в искусстве. Но первых бунтарей из объединения «Бубновый валет» в 1910–20‑е годы критики и зрители встретили в штыки.
Именно работы представителей этого объединения показаны на архангельской выставке. Это Пётр Кончаловский, Пётр Соколов, Ольга Розанова, Аристарх Лентулов, Александр Замошкин, Роберт Фальк, Надежда Усольцева и другие.
По словам Людмилы Паршиной, заведующей экспозицией Усадебного дома Плотниковой и экскурсовода для первых посетителей, основа творческого мировоззрения «бубнововалетовцев» — живопись француза Поля Сезанна, который, вероятно, даже не узнал, что своими работами дал толчок развитию множества художественных «измов», которых потом всех отнесли к авангарду.
Как произведения «бубновых валетов», большей частью столичных художников, попали в архангельский музей?
Об этом рассказала Зоя Кулешова, заместитель директора по науке музейного объединения:
— В нашем музее небольшая, но очень качественная коллекция русского авангарда, и представлена она довольно редкими именами. В 60–70‑е годы прошлого века наши сотрудники приобретали произведения у столичных наследников художников. Одна из знаменитых работ — «Распыление цвета» Ольги Розановой — попала к нам из Сольвычегодского музея. Ныне это произведение пользуется большой популярностью на различных выставках, куда нередко выезжает. Так что, думаю, многие архангелогородцы увидят её впервые…
Надо сказать, что ради новой выставки обновлено содержание зала постоянной экспозиции «Русское классическое искусство», поэтому экскурсия будет идти в двух залах, «пробегая» залы выставки современных художников-авангардистов «Белые формы». Вероятно, «Белые формы» — это уже третья или четвёртая волна авангарда, бушующего в русском художественном море в XX и начале XXI века.
Очень интересна картина, вынесенная в афишу выставки, — «Нижний Новгород» Аристарха Лентулова из фондов Третьяковской галереи. Ольга Кулешова, заведующая отделом современного искусства, продолжила экскурсию, рассказав об этом произведении:
— Большая удача и радость — получить на нашу выставку столь выдающееся полотно. Пейзаж узнаваем — берег Волги с Нижегородским кремлём. Но картина проникнута цветовым движением. Архитектурные формы расчленяются на цветовые плоскости, что создаёт образ живого города. «Иконописный сезаннизм», я бы так сказала.
В начале XX века жизнь стала меняться, скорости стали другие, чем в предыдущем веке. Молодые тогда художники первыми почувствовали это движение и передали его в своих произведениях. Кроме того, выставка — ещё один повод раскрыть и свои фонды, показать широкому зрителю, какими яркими произведениями обладает музейное объединение, — заключила Ольга Кулешова.
Выставка будет открыта до октября, предполагаются экскурсии и лекции. Усадебный дом Екатерины Плотниковой — место, которое привлекает туристов, а их всё больше приезжает в Архангельск, особенно летом. И вот сейчас для многих ценителей авангарда эта выставка — дополнительный повод посетить Архангельск.