Заявление прозвучало в рамках сессии «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории».
Участники дискуссии обсудили перспективы Северного морского пути, развитие ледокольно-транспортной системы и значение Арктики в экономике страны. В сессии приняли участие губернаторы Архангельской и Мурманской областей, Чукотского АО, представители «Росатома», научного сообщества и китайской судоходной компании NewNew Shipping Line.
Александр Цыбульский напомнил об исторической роли Архангельска в освоении Арктики и отметил современные успехи порта: в 2024 году грузооборот увеличился на 8,3% при общем снижении по арктическому бассейну на 7,8%. Контейнерные перевозки выросли почти в 30 раз по сравнению с 2017 годом — ключевую роль в этом сыграл проект «Арктический экспресс № 1».
По словам губернатора, Архангельск готов к расширению морских перевозок и уже стал объектом интереса со стороны инвесторов, включая зарубежных партнёров. Он подчеркнул необходимость системного подхода:
— Нам нужен комплексный проект. Только так мы сможем впервые выстроить чёткую финансово-экономическую модель развития Арктической зоны России, — заявил Александр Цыбульский.
Он предложил ускорить развитие портовой и транспортной инфраструктуры, запустить программы лизинга оборудования и строить порты нового технологического уклада.
Флагманским проектом региона губернатор назвал строительство нового глубоководного района архангельского порта, которое реализуется совместно с «Росатомом» и «Евросибом». Документы уже направлены в Росморречфлот, определены инвесторы, заявлен интерес со стороны Китая.
Цыбульский выразил уверенность, что Архангельская область сыграет важную роль в развитии Севморпути и Арктики в целом.