В музее ИЗО открыты выставка живописи и графики «Архангельск молодой» и арт-проект «За бетонными стенами»

Арт-проект является частью той же выставки, но может существовать и самостоятельно.
Работы Дмитрия Сажина «Осень 2023-го» и «Красный корабль»
Филипп Шадрунов «Пивзавод». 2021
Кристина Королёва «Кафе». 2025

Задумка организаторов состоит в том, чтобы показать, как сегодня чувствуют город молодые фотографы и художники Архангельска. Молодые без всяких условностей, поскольку многие участники родились «под занавес» века XX-го или уже в XXI веке.

К слову, недавно в музее прошла выставка «Чувство города», которая показала, как воспринимали Архангельск художники прошлого века, которые застали деревянный город, деревянные мостовые, трамваи — всё то, что определяло индивидуальное лицо Архангельска. То, что ныне осталось только на картинах тогдашних мастеров и в фотографиях того времени.

Как воспринимают город нынешние творцы, не заставшие очарования старого Архангельска? Об этом состоялся разговор с организаторами выставки, молодыми сотрудниками музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Елизавета ХабароваЕлизавета Хабарова

– На выставке представлены, помимо традиционной живописи и графики, фотографии, коллажи, арт-объекты, видео-арт, — говорит Елизавета Хабарова, специалист по связям с общественностью музея. — Некоторые молодые уже являются членами Союза художников, так что не всех авторов можно назвать начинающими. Мы хотели предоставить выставочную площадку для продвижения именно молодых творцов, для чего провели отбор работ. И ещё хотели показать, что в нашем музее могут выставлять свои работы как давно признанные мастера, так и молодые художники.

– И как молодые художники ощущают город? — спрашиваю.

– Наверное, красной нитью через всю выставку проходит ощущение утраты идентичности. Посмотрите на арт-объект Ульяны Каль: железная конструкция символизирует купол церкви и литой из бетона венец. Традиционная основа есть, а северной индивидуальности и величия уже нет. Если Ульяна Каль чувствует утрату северных традиций, то об утрате городской идентичности рассказывают, например, фотографии проекта «За бетонными стенами».

Александра Горулева.Александра Горулева

– Речь идёт не только об утрате деревянной архитектуры, — вступает в разговор методист музейного объединения Александра Горулева. — Да, тот самый «культурный код» Архангельск утратил. Но он утратил и преемственность, нет мастеровитых людей. Участница выставки Мария Епанина, которая ездила по области, рассказывала, что приезжаешь в какое‑либо место, спрашиваешь про мастеров-реставраторов деревянного зодчества, а они, оказывается, приезжают из других мест, а местных нет.

– Получается, что выставка об утратах — грустная…

– Нет, я бы так не сказала, — ответила Александра Горулева. — Да, многие молодые художники подметили некую безликость Архангельска — бетонные «коробки» прошлого века, быстрорастущие урбанизированные районы уже в нынешнем веке, которые стирают уникальные черты города. Но многие художники родились уже в современном облике Архангельска, для них эта типовая архитектура родная. Кем‑то она принимается, кем‑то нет. Художники смотрят в перспективу, переключая свои ощущения на природу, речную ширь Северной Двины, как, например, Марк Никитин. Да, хотят восстановить и скучают по традициям, поскольку это заложено в культурный код северян.

Татьяна Михеева,

Татьяна Михеева, методист, добавила:

– В проекте «За бетонными стенами» приняли участие студенты САФУ. Например, Есения Касьянова рассказывала, что когда она приехала в Архангельск, увидела его каким‑то типовым, неуютным, безликим. Но потом, пожив здесь, рассмотрев оставшиеся деревянные дома, некоторые — даже в разрушенном состоянии, поняла, что город интересный. Её серия фотографий, посвящённых Архангельску, называется «Холодное изящество». Нет, это не грустная выставка, авторы видят индивидуальность Архангельска в будущем, пусть и не такую, какая она была раньше. Продолжение будет, допустим, в синтезе современного и традиционного, — заключила Татьяна Михеева.

Пройдя по выставке, можно заметить, что образ Архангельска глазами молодых художников и фотографов, дейст­вительно, разный. Он может быть ярким (Марк Никитин «Архангельск. Свет дальнего Севера»), может быть сказочным (Алёна Севастьянова «Арктическая. Февраль»), может казаться фантастическим (Дмитрий Сажин «Привоза»), а может — погрязшем в быте (Филипп Шадрунов «Мусор»). Или как в «Объекте № 3» Марии Епаниной: «Остатки прекрасной живой рукотворной архитектуры тонут в техногенно-бетонном океане», — объяснила своё творение художница.

Всего в выставке участвуют 30 авторов, которые представили около 80 работ. Большинство представлены широкому зрителю впервые.

Открыта выставка до 22 июня, экскурсии запланированы на 14 и 21 июня.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА, фото автора