Совместный проект Архангельского отделения Союза художников России, художественного объединения «Форма + Цвет» из Петербурга и музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» при поддержке областного министерства культуры представили выставку живописных работ и коллажей — всего около 60‑ти произведений.
Работы, показанные на новой выставке, — из частных коллекций, собрания музейного объединения и Архангельского отделения Союза художников. Выставка объединяет художников, развивающих идеи школы Владимира Стерлигова, истоки которой уходят в начало XX века, к петроградскому авангарду.
— В этом году отмечается 90 лет Архангельскому отделению Союза художников, — сказала на открытии Ольга Михеева, пресс-секретарь отделения. — И мы составили план юбилейных мероприятий таким образом, чтобы с каждой выставкой раскрывалась какая‑то определённая грань истории нашего союза. Выставка является частью проекта «Первый век архангельских художников», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По словам организаторов, новой выставкой они хотели показать связь архангельских художников с художественными идеями Владимира Стерлигова, одного из учеников и прямого наследника Казимира Малевича. В свою очередь учеником Стерлигова стал архангельский художник Александр Кожин, который оказал большое влияние на архангельских художников.
На открытие выставки приехали гости из Петербурга.
— В Архангельске школа петербургского авангарда имеет своё продолжение, — считает Анастасия Зеелова, представитель объединения «Форма + Цвет», ученица «стерлиговца» Геннадия Зубкова. — На выставке показаны работы архангелогородцев Александра Кожина, Юрия Гобанова, а также последователей группы Стерлигова, творивших в Петербурге, — Алексея Гостинцева, Елены Гриценко, Геннадия Зубкова, Александра Носова, Михаила Цэруша и других.
Теорию «стерлиговцев» Анастасия Зеелова объяснила так:
— Название выставки — отсылка к проблеме «белых форм». В своём творчестве Владимир Стерлигов говорил о цельности и единстве пространства, в котором нет разделения на предмет и фон, главное и второстепенное. Если, по Стерлигову, предметные формы оставить белыми, а окружающие формы наполнить цветом, то фон станет центром художественного внимания.
Несмотря на сложность объяснений теории, первые зрители выставки внимательно рассматривали работы «беспредметного» искусства. И их совсем не смущало, что эти работы — в своё время дерзкого новаторского творчества — развешены на стенах старинной городской усадьбы.
На это обратила внимание Татьяна Зеленина, заведующая отделом городской культуры музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:
— Это не первая выставка современных художников в здании нашего музея конца XVIII века. В прошлом году состоялась «Выставка друзей Александра Кожина», и почти все посетители отмечали, что смотрелась она великолепно. Та выставка показала, что современное искусство может существовать в тесном сплетении с историей места. Думаю, что и нынешняя выставка «Белые формы» органично вписалась в залы усадебного дома…
Наверное, выставка вписалась не только в интерьеры старинного дома, но и в белые архангельские ночи, белый мир широкой набережной Северной Двины, светлые цвета северного неба. Словом, в то цельное и единое пространство, которое ищут в своём творчестве «стерлиговцы».
Но светлое северное лето короткое, выставка «Белые формы» будет открыта только до середины к тому времени уже потемневшего августа.
Так что её смогут увидеть и архангелогородцы, и гости города. К слову, туристы, которые едут на Север, отправляются сюда не только в поисках уникальных уголков природы и исторических мест, но и чтобы поближе узнать многогранное культурное наследие края.