31.05.2025 09:00

«Жизнь заканчивается. Продлевать будете?»

Так намерен назвать новую книгу Юрий Барашков

Сейчас Юрий Анатольевич живёт во Франции с женой Элен Терьшан-Барашков, которая не раз бывала в Архангельске. Элен говорит по‑русски, язык она учила в гимназии и самостоятельно. Элен дважды выпускница Сорбонны, известная во Франции писательница, автор более двадцати книг. Кстати, её книги есть в областной библиотеке имени Добролюбова. В частности, Элен — соавтор фундаментальной книги по истории всемирно известного театра «Комеди Франсез» в Париже. Её книга, посвящённая знаменитой французской актрисе Саре Бернар, недавно получила престижную литературную премию. Элен много путешествовала по миру. Она говорит, что в любой её книге прослеживается связь с Россией. Один из последних её романов — про декабристов, где главная героиня — Полина Гебль, уехавшая в Сибирь за любимым, как и русские жёны декабристов.

Юрий Анатольевич каждый год приезжает в родной город. И нынешний его приезд — повод поговорить. На самые разные темы. Но, разумеется, начинаем с Архангельска.

Притяжение прошлого и Родины

— Юрий Анатольевич, нам, здесь живущим, город, что называется, примелькался. Вы на него по приезде посмотрели свежим взглядом. Какое чувство вызвала нынешняя встреча с Архангельском?

— Восторг! В моём сегодняшнем отрыве от Архангельска я остро ощущаю притяжение прошлого и Родины. Живя здесь, этого не почувствуешь. Сегодня я классический пенсионер, много читаю, много пишу, но главное, купаюсь в воспоминаниях. Я говорю об этом в предисловии к книге «Мне мама не велела», в которой весь мой архангельский период жизни. Я ничего не выдумал, а лишь записал то, что вспоминалось. Память откапывала маленькие, но самодостаточные сценки. Я не полировал факты и не стремился к идеальной версии. Там жизнь — какая она была.

— Знаю, что вы встречались с Дмитрием Моревым, главой администрации Архангельска. Можно предположить, что речь у вас с ним шла о городе. Кроме восторга, вы высказали главе какие‑то пожелания, замечания по поводу облика Архангельска?

— У нас получился содержательный разговор. Конечно, он касался прежде всего Архангельска. Я высказал несколько пожеланий. Например, во время этого приезда я провёл экскурсию, где рассказывал о Гостиных дворах. И здесь есть такой важный момент — набережный фасад Гостиных дворов — это Екатерининская эпоха, когда они были переделаны. А вот с задней стороны здания сохранились первозданные фасады. Они бесценны! Но к ним не пробраться. И огромную толпу слушателей я приглашал посмотреть на дворовый фасад в щель между двумя металлическими стержнями. Этот фасад — большая историческая ценность, и не только для Архангельска. Они должны быть доступны всем: и жителям города, и туристам, которые всё чаще посещают Архангельск.

— А это точно задача главы города, а не музея?

–От главы города, его компетентности и инициативы в городе зависит очень многое. Думаю, что от него долж­на исходить инициатива включения дворового фасада Гостиных дворов в повседневную культуру Архангельска. Ещё на 176‑м заводе, сейчас это «Красная Кузница», сохранилась половина эллинга, где строили корабли. Эллинг имеет наклонную форму, чтобы спускать корабль на воду. К нему тоже должен быть доступ. Это живой фрагмент Архангельского Адмиралтейства, на котором было построено огромное количество кораблей. Это важный «кусок» истории Архангельска, о котором в Соломбале пока, к сожалению, нет никакой отметины.

В этой связи необходимо вспомнить и Андрея Ку́рочкина, выдающегося русского кораблестроителя. Под его руководством было построено и спущено на воду 87 судов, в том числе линейный корабль «Азов», который стал первым кораблём, получившим высшую награду для кораблей отечественного флота — кормовой Георгиевский флаг.

— Возможно, не все в Архангельске знают об этом…

— Считаю, что в Соломбале должен быть памятник корабельных дел мастеру Курочкину, и не только на кладбище. Я уже говорил об этом с нашим архангельским художником и скульптором Сергеем Сюхиным. Также, полагаю, уместно поставить в Соломбале скульптуру Робинзона Крузо, литературного героя романа Даниеля Дефо, которого он отправил в Архангельск. Эта скульптура могла бы стать точкой притяжения для туристов. Главе города я озвучил эту идею. Как я понял, он к ней относится положительно.

— В «Правде Севера» вы писали об улице Поморской и говорили о том, что её надо распахнуть. Каким образом?

— С этой улицы надо убрать гаражи, которые находятся возле бывшего Дворца пионеров. Знаю, что это трудно, но их надо убрать. Поморская должна начинаться от реки и начинаться амфитеатром, ступени которого сходили бы в воду. Это очень солнечное новое общественное место — напротив городской рейд и природа.

— Если оценивать современный Архангельск, по вашей оценке, он развивается или замер? Иногда приезжие блогеры его называют тупиковым…

— Архангельск был, есть и будет. Его природное расположение — это огромный экономический потенциал. Город, который является воротами в Мировой океан, не может быть тупиковым. Тупиковым он может быть только в уровне интеллекта тех, кому надо над собой работать. Города не возникают на пустом месте. У Архангельска насыщенная история. Он прошёл испытание временем. Он нужен России и теперь, и особенно в будущем.

«Я распластан нежностью ко мне»

— Юрий Анатольевич, знаю, что у вас были встречи с жителями города в библиотеке имени Добролюбова и в Северном морском музее, куда пришло очень много людей. Как вы думаете, с чем это связано?

— Так было и в прошлый мой приезд — мне улыбаются, меня обнимают, люди радуются встрече. Может, потому, что я и сам радуюсь этим встречам? Понимаешь, Света, я распластан нежностью ко мне! И готов всех обнять. Я так благодарен, что люди пришли на эти встречи со мной. Они хорошие, душевные, у них красивые лица, и они знают, что я их люблю. Я рассказываю о своих новых книгах, о жизни во Франции, а также об Архангельске — он остаётся моей главной темой.

— Очевидцы рассказывали, что экскурсия, которую вы провели по городу, была больше похожа на демонстрацию, которую вы возглавили, — столько людей собралось…

— Начали мы её с теми, кто записался заранее, а потом к нам стали присоединяться люди на улице. Вскоре я увидел, что возглавляю целое шествие и что тем, кто его замыкает, уже ничего не слышно. Мы останавливались и давали возможность всем подтянуться.

— Значит, у людей есть живой интерес к истории города…

— Да, есть, и он, действительно, большой и живой. Экскурсию я начинаю с Красной пристани. Это выигрышное место для экскурсовода, потому что Двина в этом месте поворачивает направо почти под прямым углом, огибая мыс. И я наглядно показываю, что в этом месте город просто не мог не возникнуть. Это место, с которого хорошо просматриваются дали, сразу видно, если появится неприятель. А к реке спускались два рва — сейчас это улицы Воскресенская и Карла Либкнехта. Важная точка в экскурсионном маршруте — Гостиные дворы, о которых я уже говорил. Здесь же рассказываю про Соломбалу и Адмиралтейство. Экскурсия пешеходная, туда идти далеко, поэтому просто знакомлю с их историей. Следующий важный сюжет в моём рассказе — это деревянный город. А деревянный город для меня — тема, в которой я чувствую себя как рыба в воде. Потом идём по проспекту Чумбарова-Лучинского, там обращаю внимание на скульптуры Сергея Сюхина. А рассказ заканчиваю возле рынка. Он построен из клеёной древесины, в своё время это были передовые технологии. Кстати, самый большой пролёт, сделанный из клеёной древесины в СССР, а это 63 метра, как раз на нашем рынке. Из клеёной древесины также сделан и Дворец спорта. И это достойное окончание повествования о деревянном городе. А затем идём по набережной, где я даю оценку современной архитектуре.

От таких встреч я напитываюсь энергией, как говорится, подзаряжаю свою батарейку. А потом убуду купаться в этих воспоминаниях.

«Я не могу остановиться в любви»

— Юрий Анатольевич, вернёмся к вашей задумке книги, которую вы уже назвали «Жизнь заканчивается. Продлевать будете?». 27 июня вам исполняется 87 лет, а у вас такой большой и яркий интерес к жизни. На чём он держится? Что вам продлевает жизнь?

— Прежде всего это, конечно, любовь. У меня есть любимая мелодия «Я не могу остановиться в любви», я её брал на обе встречи, чтобы поставить в начале и в конце разговора. Это теперь гимн моей жизни. Я не могу остановиться! Я люблю! В широком понятии этого слова и в частном. Без этого чувства невозможно жить. Люблю Архангельск. Отор­ви его от меня, и я — ноль. Именно любовь продлевает жизнь.

Конечно, прошлое держит. Я в таком возрасте, что застаю смену поколений. Мои сверстники уходят. Я дорожу каждым днём жизни. Много читаю. Сейчас, Света, я, с тобой разговаривая, чувствую себя интеллектуалом. Потому что я теперь начитанный. У меня есть принцип: взялся за книгу — доведи до конца. Поэтому дочитываю до конца большие и сложные произведения. Например, только что прочитал «Былое и думы» Герцена.

— Почему на него пал выбор?

— Спровоцировало то, что я посетил могилу Герцена в Ницце.

— А книги на русском языке во Франции можно купить?

— В Париже есть магазин русской книги «Глобус». Там очень приятные девочки работают. Всегда теплота. Сначала мы с Элен идём в магазин, а потом обедаем в ресторане, который рядом. Нас там ждут, знают наше место, очень по‑доброму относятся.

— Вы уже можете общаться на французском?

— Нет, к сожалению, я не владею французским. Но у меня есть француженка Элен с её трогательным русским с французским акцентом. Но проблем общения с французами на моём уровне у меня нет. Я — существо общественное.

Во Франции у меня второй новый этап жизни. О нём хочу рассказать в книге, которая, возможно, будет называться «На втором дыхании». С Элен на машине мы объездили всю Францию, бывали в уголках, куда обычному туристу не попасть. А Элен очень хорошо знает Францию. В таких путешествиях случается много встреч, которые кажутся обычными, но они тоже наполняют жизнь эмоциями. Например, маленький семейный ресторан, где готовят и обслуживают гостей только муж и жена. Там удивительная атмосфера! И её тоже хочется запечатлеть в книге.

Встреча с Жан-Кристофом Делоне — это отдельная история. Он известный коллекционер, о котором рассказывала «Правда Севера». В Архангельск он приезжал в 2002 году, что удивительно, я ему тогда подарил книгу «Ностальгия по деревянному городу» и подписал, что, надеюсь, наша короткая встреча перерастёт в большую дружбу. Со временем, когда я стал жить во Франции, так и случилось. Мы дружим и постоянно общаемся.

И ещё мне очень повезло с Элен, потому что она большой интеллектуал и удивительный человек. Например, она участвовала в студенческих волнениях в Париже 1968 года. А её героем навсегда остался Че Гевара. И мы полгода назад поехали на Кубу. Она поехала за Че Геварой, а я — за «своим кубинцем», которого обучал водить танк, когда служил в армии, а было это в 1962 году, во время кубинского кризиса. Я тогда служил в Германии, нам прислали в часть группу кубинцев. И один был приставлен ко мне. И у меня была надежда его разыскать, даже взял фотографию с собой, на которой мы с ним запечатлены вместе. Но, к сожалению, найти его не удалось.

— А Че Гевара?

— На Кубе он на каждом шагу. Мы посетили колхоз, где делают сигары, там меня учили правильно курить, а Элен фотографировалась на фоне плакатов с Че Геварой. Конечно, посетили дом Хемингуэя, там я много фотографировал. Эти впечатления и фотографии тоже войдут в новую книгу. Обратил внимание на интересный нюанс. Оказывается, Хемингуэй очень следил за весом. Там стоят весы, на которых он взвешивался каждый день и записывал свой вес на стене. Такой забавный автограф сохранился. И такие наблюдения тоже важны для будущей книги.

— Так что, вы по‑прежнему занимаетесь исследовательской, в чём‑то краеведческой работой, как и в Архангельске?

— Да, я продолжаю мечтать. Много-много читаю и пишу, видя в этом способ победить коррозию времени и сделать невозможное возможным…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.