Перекличка: Лейтенанты Великой Отечественной показали войну без парадного лоска

Рекомендациями делится Галина Титова, руководитель Регионального центра книги областной библиотеки имени Добролюбова

Это рассказы и повести, которые и восемь десятилетий спустя волнуют, заставляют сопереживать.

Сказать правду или солгать, предать или погибнуть. В обычной жизни у нас есть время подумать. А на войне этого времени нет

Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»/16+

Первой в ряду подобных произведений стала повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.).

Повесть о безымянных защитниках города, которые, забыв о себе, не думая и не жалея себя, отстаивали каждый сантиметр родной земли. Именно эта повесть стояла у истоков «лейтенантской прозы», более чем на десятилетие опередив последующие за ней произведения.

Виктор Некрасов окончил архитектурный факультет, занимался в литературном кружке, учился в театральной студии, а летом 1941 года служил актёром в театре Красной армии. У актёров имелась бронь от призыва на службу, но Некрасов ушёл на войну добровольцем. В 1942 году принимал участие в битве за Сталинград на самом страшном участке фронта, легендарном Мамаевом кургане.

Никакого пафоса и ура-пропаганды: в деталях описанный хаос боя, вместо обещанной танковой дивизии на подмогу присылают шесть старых, битых танков, половина батальона по приказу сидящего в штабе командира гибнет в бессмысленной атаке, на вооружении у солдат винтовки прошлого века, перетрусивший офицер, опасаясь фашистов, избавляется от знаков отличия, формы и запасается гражданской одеждой, а тридцать шесть бойцов сдерживают натиск целой дивизии. У Некрасова сложилась успешная писательская карьера, однако свойст­венная ему принципиальная честность плохо сочеталась с лояльностью по отношению к власти. Дело кончилось обысками, эмиграцией и лишением гражданст­ва. Виктор Некрасов умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев‑де-Буа. На его могильной плите закреплён осколок снаряда, подобранный им на Мамаевом кургане, в окопах Сталинграда.

Владимир Богомолов «В августе сорок четвёртого»/16+

Владимир Богомолов отправился на фронт шестнадцатилетним школьником. Был контужен, ранен, прошёл обучение на ускоренных артиллерийских курсах, служил в разведке, а в конце войны перешёл в военную контрразведку.

К слову относился он так же тщательно, как солдат, отправляющийся в разведку, к своему оружию и снаряжению. Главное — чтобы не подвело, не дало осечку. И потому не только читал о войне, но собирал, классифицировал, анализировал необходимую информацию. Богомолов подчёркивал »… пишу о розыскниках, немногочисленной и сугубо засекреченной службе, существовавшей только при фронтах и армиях, службе, основной задачей которой была борьба с действующими немецкими агентами-парашютистами. О существовании розыскников в войну не знали даже командующие армиями и фронтами».

В прифронтовой полосе Белоруссии оперативники СМЕРШ пытаются найти и обезвредить вражескую разведгруппу. Повествование подчёркнуто простое, но наполненное множеством реальных и реконструированных документов, а ещё колоритным сленгом советских спецслужб: вы узнаете, что такое «качать маятник», «стрельба по‑македонски» и даже «эффект экстренного потрошения», он же «момент истины».

Оперативнику необходима отличная память (требуется держать в уме десятки, а то и сотни ориентировок со словесными портретами, не имея их под рукой), по определённым признакам выявлять среди множества людей тех, кто вызывает подозрение, грамотно задавать им простые на первый взгляд вопросы и искать противоречия в ответах, документах. А найдя такие противоречия, ухитриться разрушить легенду агента, подготовленную вражеской разведкой.

Борис Васильев «Завтра была война»/16+

В своих воспоминаниях Борис Васильев так объяснил причину создания этой книги: «Я написал три книги о войне: «А зори здесь тихие…», где война бесчеловечна и безмерно жестока, «В списках не значился» — там война способна из юноши сделать настоящего воина, «Встречный бой» — война часто приводит к потерям бессмысленным, которые отравляют радость победы… В этих трёх произведениях для меня оказалась исчерпанной вся война, и я уже не чувствовал потребности к ней возвращаться. Но с некоторых пор меня начал беспокоить вопрос… кто же были те очень молодые люди, которые гибли, побеждая? Что сформировало их характер? Почему они оказались столь едины в своём порыве защищать Родину? Вот об этом я и написал в романе «Завт­ра была война».

Мальчишки и девчонки из 9 «Б» класса взрослеют, учатся, дружат, влюбляются, читают запрещённого Есенина. «Классы соревновались не за отметки или проценты, а за честь написать письмо папанинцам или именоваться «чкаловским», за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить делегацию для встречи испанских детей».

«Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига». Главное — быть честным», — так считает Искра Полякова. Но оказывается, что не так это просто. У Вики Люберецкой арестовали отца — виноват ли он? Может ли случиться ошибка? Кому верить? Нашедшие в себе силы встать на защиту подруги, против карьеризма, наушничества, предательства разом потеряли детство. Годом позже закончится и их юность. «Следующим был тысяча девятьсот сорок первый», — словно обрывает надежду автор.

Булат Окуджава «Будь здоров, школяр»/16+


В 1942 году в 17 лет девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Спустя годы он скажет: «Воевал не я. Воевал юноша с моим именем и фамилией. Он был романтичен, как, впрочем, и большинство его сверстников, он был сыном «врагов народа», и это его ранило и побуждало идти на фронт, чтобы доказать всем, чтобы все видели, что значит для него его прекрасная, единственная, неповторимая отчизна».

Про свою фронтовую биографию Окуджава говорил, что она составляла всего‑то полтора месяца и ничего героического в ней не было. Однако военной жизни юный Булат насмотрелся с лихвой и через восемнадцать лет после войны выйдет в свет автобиографическая повесть (1961) «Будь здоров, школяр» — история о таких же, как он, мальчишках, ушедших на фронт.

Эта тема много лет не давала ему покоя, особенно на рубеже 1950–1960‑х годов, когда «лейтенантская проза», или «окопная правда», заговорила именно о той войне, на которой он был — бытовой, некрасивой. В советское время повесть долго не издавали из‑за её откровенного антивоенного пафоса. В ней нет речей о любви к Родине и ненависти к фашистам, нет подвигов и героев, она о другом — о тяжком фронтовом быте, который угнетал не меньше, чем страх быть раненым или убитым. О вчерашних школярах, которые, несмотря ни на что, и на войне ими оставались — любили, дружили, шутили и подтрунивали друг над другом.

Интересно, что повесть «Будь здоров, школяр» легла в основу сценария трогательной, поэтичной и по‑настоящему смешной картины «Женя, Женечка и «катюша», снятой в 1967 году режиссёром Владимиром Мотылём.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.